Комментарий к письму Минфина РФ от 27 марта 2009 г. N 03-03-06/2/64
Публикуемое письмо финансового министерства является ответом на конкретный запрос вполне конкретного коммерческого банка. Поэтому нельзя исключить того, что в деятельности спрашивающего банка существуют такие особенности, которые позволяют в полной мере применить рекомендации, данные специалистами Минфина России.
Расширительное толкование налогового законодательства
По мнению Минфина России, к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами-клиентами организации.
Рискнем предположить, что конкретная ситуация спрашивающего банка позволяет сделать такой вывод. Однако определение представительских расходов, данное в налоговом законодательстве, на наш взгляд, не предполагает того расширительного толкования, которое приводится в комментируемом письме. Представительские расходы - это расходы на официальный прием и обслуживание представителей других организаций, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного органа управления налогоплательщика (п. 2 ст. 264 НК РФ). Обратите внимание: перечень представительских расходов является закрытым. Поэтому к ним не могут быть отнесены расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Для целей исчисления налога на прибыль организаций в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции, в течение отчетного (налогового) периода включаются представительские расходы в размере, не превышающем 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Проведя собственный анализ различных деловых ситуаций, могущих возникнуть не только у банков, но и у других организаций, имеющих клиентами физических лиц, мы не смогли смоделировать такую ситуацию, которая бесспорно соответствовала бы позиции Минфина России, приведенной в публикуемом письме в отношении признания представительских расходов. Весь опыт правоприменительной практики статьи 264 Налогового кодекса РФ в отношении признания для целей налогообложения представительских расходов показывает, что такие расходы являются проблемными для налогоплательщиков.
В отношении взаимодействия с физическими лицами-клиентами следует учитывать, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым (ст. 264 НК РФ). Расходы на организацию такого взаимодействия организация может учесть для целей налогообложения прибыли в качестве прочих, если эти расходы удовлетворяют требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ в части их экономической обоснованности и документального подтверждения (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Например, расходы на аренду помещений для переговоров с физическими лицами-клиентами организации выгоднее и безопаснее учитывать в качестве прочих расходов. Также следует учитывать, что прочие расходы в отличие от представительских расходов для целей налогообложения прибыли не нормируются.
А вот приглашение клиента в ресторан за счет фирмы или иное ведение переговоров в "неофициальной" обстановке, по мнению автора, не только не может признаваться в качестве представительских расходов именно в силу неофициальности мероприятия, но и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, как безвозмездно оказанная услуга (п. 1 ст. 146 НК РФ). Кроме того, если подобный "подарок" физическому лицу-клиенту превысит сумму 4000 рублей, то организация обязана будет удержать со своего клиента и заплатить в бюджет налог на доходы физических лиц (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Завершая анализ ответа Минфина России в отношении представительских расходов организаций при взаимодействии с физическими лицами-клиентами, хотелось бы предостеречь наших читателей от поспешных и рискованных выводов при квалификации собственных расходов в качестве представительских.
Командировка не в организацию
Второй вопрос, который интересовал налогоплательщика, также относился к порядку взаимодействия с физическими лицами-клиентами организации и был сформулирован следующим образом:
"В случае направления своих работников в командировку для проведения переговоров с физическими лицами - клиентами может ли организация - работодатель физического лица -клиента или отель, в котором остановился командированный работник, проставлять отметку в командировочном удостоверении о прибытии в (выбытии из) пункта назначения в целях признания организацией данных расходов при исчислении налога на прибыль?".
В своем ответе специалисты Минфина России сослались на пункт 2 постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки", согласно которому разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения об особенностях направления работников в служебные командировки дает Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Командировочные удостоверения оформляются в одном экземпляре и подписываются работодателем. Если раньше они регистрировались в специальных журналах, то после принятия Положения об особенностях направления работников в служебные командировки Минздравсоцразвития России должен будет разработать методологию и порядок учета выбывающих и прибывающих командировочных сотрудников (п. 8 Положения).
В настоящее время нормативных актов данным министерством не издано, поэтому вести учет работников, выбывающих в командировки и прибывших в организацию, придется в прежнем порядке и пользоваться журналами учета работников, выбывающих в командировки и прибывающих из командировок. Их необходимо пронумеровать, прошить, а также скрепить подписью уполномоченного лица и печатью организации (Инструкция Минфина СССР Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР").
Что касается отметок в командировочном удостоверении, то, по мнению автора, организация должна самостоятельно установить приказом руководителя или коллективным договором порядок подтверждения сроков нахождения работника в командировке иными документами, исходя из специфики своей деятельности и служебных заданий.
Современные средства связи и коммуникаций позволяют решить практически любую деловую задачу с партнером (клиентом) без личной встречи. Поэтому направление работника в служебную командировку для встречи с физическим лицом-клиентом должно быть хорошо обоснованным.
А.В. Климов,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 9, май 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.