Комментарий к постановлению Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 281
"О внесении изменений в положение о лицензировании аудиторской деятельности"
Опубликованное постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 281 "О внесении изменений в Положение о лицензировании аудиторской деятельности" (далее - постановление N 281) уточняет правила лицензирования аудиторской деятельности на переходный период, предусмотренные Положением о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 80, на время переходного периода. Уточненная редакция Положения о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 80 приведена в соответствие с новым Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Текст нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" с подробным комментарием читайте в "НА" N 2 за 2009 год.
Напомним, что согласно вышеназванному закону лицензирование аудиторской деятельности прекращается с 1 января 2010 года (ст. 23 Федерального закона N 307 "Об аудиторской деятельности").
Аналогичная норма содержится в статье 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Государственное регулирование аудиторской деятельности будет сведено в основном к нормативно-правовому обеспечению аудиторской деятельности (включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), ведении государственного реестра саморегулирующихся организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, анализе состояния рынка аудиторских услуг в России.
Текущий 2009 год для аудиторов и аудиторских организаций является переходным периодом, когда лицензирование аудиторской деятельности все еще обязательно.
Согласно изменениям, внесенным в действующее Положение о лицензировании аудиторской деятельности, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности теперь являются, в том числе, наличие не менее трех аудиторов, являющихся работниками соискателя лицензии (лицензиата) - коммерческой организации на основании трудовых договоров (п. 1 постановления N 281). Напомним, что ранее среди лицензионных требований, имелось такое - не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны были составлять граждане России, постоянно проживающие на ее территории, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. Теперь это требование отменяется. В связи с этим из перечня документов, представляемых для получения лицензии, исключена справка о кадровом составе аудиторской организации с указанием гражданства и места жительства каждого работника (п. 2 постановления N 281).
Исключено требование о страховании лицензиатом - аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг при проведении обязательного аудита (п. 1 постановления N 281). Вместо правил внутреннего контроля качества аудиторских проверок должны быть разработаны правила внутреннего контроля качества работы лицензиата (подп. "а" п. 1 постановления N 281).
А.В. Климов,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 9, май 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.