Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
(подготовлен Минэкономразвития России 19.03.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (далее - проект федерального закона) разработан в целях формирования необходимых правовых условий для увеличения объема прямых и венчурных инвестиций в Российской Федерации в рамках реализации:
- пункта 17 плана мероприятий ("дорожной карты") по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Белоусовым А.Р. от 13 мая 2021 г. N 4806п-П13 и Председателем Банка России Набиуллиной Э.С. от 13 мая 2021 г. N ПМ-01-52/76;
- пункта 20 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Новые виды предпринимательской деятельности, основанные на внедрении передовых технологий", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. N 2871-р, об оптимизации института инвестиционного товарищества.
Принятие Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" (далее - Закон N 335-ФЗ) позволило создать условия для реализации в Российской Федерации бизнес-проектов с использованием специальной формы коллективного инвестирования - инвестиционного товарищества (далее - ИТ).
Рынок PE&VC, направленный на обеспечение роста наиболее динамичных секторов экономики и создание высококвалифицированных рабочих мест, увеличение валового внутреннего продукта и доли валового внутреннего продукта, формируемой за счет несырьевых отраслей экономики, является важной составляющей финансового рынка в целом.
Вместе с тем российский рынок PE&VC за 2022 год снизился и по объему проинвестированных средств, и по числу инвестиций. За исключением 2021 года до этого наблюдалась стагнация сектора PE&VC в Российской Федерации.
С учетом ограничения доступа России к внешнему рынку капитала возрастает роль внутренних источников финансирования развития экономики, одним из которых могут выступать венчурные фонды. Основным способом структурирования венчурного фонда в российской юрисдикции является институт ИТ. Вместе с тем, по данным официального сайта Федеральной нотариальной палаты, количество зарегистрированных договоров по состоянию на 26 декабря 2023 г. составило 174. Таким образом, на текущий момент ИТ пока не стали активном используемым инструментом для инвестирования.
Одна из причин невысокой популярности ИТ - неэффективное регулирование. Целесообразность совершенствования регулирования ИТ которого была отмечена в материалах Консультативного доклада Банка России "Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг"*(1), подготовленного в соответствии с Основными направлениями развития финансового рынка на 2019-2021 годы.
По итогам обсуждения указанного Консультативного доклада сформирован перечень основных направлений развития прямых и венчурных инвестиций в России, включающий в том числе: стимулирование спроса на инновации со стороны компаний с государственным участием, государственных органов; комплексное развитие рынка PE&VC и совершенствование механизмов корпоративного управления; создание благоприятных условий для прямых и венчурных инвестиций и совершенствование регулирования деятельности инвестиционных товариществ.
Кроме того, на общественные консультации и обсуждения осенью 2022 года Банком России был подготовлен и вынесен для рассмотрения в рамках профессионального сообщества и институтов развития новый проект Доклада "Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях"*(2), предусматривающий что в условиях новых реалиях и в связи с санкционным давлением и оттоком инвестиций из российской экономики вопрос стимулирования инвестиций в российские инновационные предприятия приобретает особое значение. В текущей ситуации ухода зарубежного инвестора и опоры в основном на внутренние ресурсы необходимо создать условия и стимулы для направления инвестиционных ресурсов в первую очередь на финансирование проектов и компаний, вносящих вклад в трансформацию российской экономики, улучшение качества жизни. Такой фокус может способствовать восстановлению интереса отечественного частного инвестора к рынку капитала.
По результатам анализа правоприменительной практики, проведенной совместно с представителями профессионального сообщества, товарищами-вкладчиками ИТ, а также лицами, осуществляющие функции по управлению ИТ, выявлены различные сложности, возникающие в связи с практикой применения Закона N 335-ФЗ, в частности:
- излишние ограничения в отношении участников ИТ, включая необоснованное ограничение на участие в ИТ физических лиц (в том числе "бизнес-ангелов") и российских образований, не имеющих статуса юридического лица (в частности, других ИТ, паевых инвестиционных фондов), негосударственных пенсионных фондов, фондов целевого капитала, существенно снижающие возможности товарищей в формировании общих средств товарищей;
- излишние ограничения товарищей в выборе объектов инвестирования, а также процедурные ограничения. Установленный Законом N 335-ФЗ предельный срок действия ограничивает применение ИТ в проектах с длительным инвестиционным периодом. Процедурные ограничения приводят в том числе к структурированию фондов в иностранных юрисдикциях.
Реализация на практике положений Закона N 335-ФЗ с момента его принятия до настоящего времени демонстрирует сохранение ряда сложностей в достижении некоторых целей, заявленных при принятии проекта федерального закона,в частности, форма ИТ на данный момент не получила повсеместного распространения в качестве одной из форм привлечения инвестиционных средств в реализацию бизнес-проектов, в том числе в инновационной сфере.
По сравнению с аналогами ИТ в иностранных государствах (в частности, limited partnership в Великобритании) количество заключенных договоров ИТ на данный момент остается незначительным.
Таким образом, действующее правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением коллективной инвестиционной деятельности в форме ИТ, имеет очевидный потенциал для повышения его эффективности и качества правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Кроме того, в целях стимулирования развития фондов прямых и венчурных инвестиций целесообразно выделить отдельный тип ИТ для инвестирования в финансовые инструменты. В перспективе для таких ИТ может появиться регулирование, отличное от регулирования остальных ИТ. Отличия регулирования могут быть в том числе в части налогообложения, на текущий момент такое регулирование в процессе разработки.
Ожидается, что предлагаемые регуляторные изменения позволят достичь следующих целей:
- рост числа инвесторов в фонды за счет добавления новых типов инвесторов, которые могут становиться участником ИТ, и за счет повышения удобства ИТ как инструмента (например, изменение механизма нотариального заверения, за счет чего будет проще собирать ИТ с большим числом инвесторов, в том числе из разных регионов);
- увеличение числа управляющих товарищей за счет упрощения регулирования для управляющих (например, доступ всех управляющих к управлению ИТ с обособленным имуществом) и увеличения спроса со стороны инвесторов и, следовательно, рост числа фондов;
- рост объема инвестиций в технологичные секторы экономики России.
Учитывая изложенное, Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона, которым предлагается внести следующие изменения в Закон N 335-ФЗ:
1) Предусмотреть возможность создания инвестиционных товариществ с обособленным имуществом под управлением других управляющих товарищей помимо АО "УК РФПИ", его дочерних или зависимых обществ или лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации;
2) Установить возможность для физических лиц (при размере обязательств по внесению вкладов в общее имущество товарищества в течение срока действия договора инвестиционного товарищества не менее минимальной величины размера имущества, принадлежащего физическому лицу, установленной нормативными правовыми актами Банка России в требованиях, которым должно соответствовать физическое лицо для признания его квалифицированным инвестором), объединений лиц без образования юридического лица (в том числе инвестиционных товариществ), инвестиционных фондов, некоммерческих организаций (включая негосударственные пенсионные фонды и фонды целевого капитала), становиться стороной договора ИТ;
3) Снять ограничения на участие управляющего товарища в двух и более договорах инвестиционного товарищества;
4) Создать специальный тип инвестиционных товариществ для привлечения средств институциональных инвесторов в целях осуществления прямых и венчурных инвестиций - инвестиционного финансового товарищества, которое вправе инвестировать общее имущество товарищей только в ценные бумаги российских и иностранных эмитентов, акции (доли, паи) в уставных капиталах российских организаций, иностранных организаций и иностранных структур без образования юридического лица, инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, финансовые инструменты предоставления заемного финансирования, производные финансовые инструменты и ряд иных аналогичных активов;
5) Создать реестр договоров инвестиционного товарищества для реализации инвестиционных проектов в целях реализации мер государственной поддержки и создания условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации для реализации инвестиционных, в том числе инновационных проектов;
6) Установить возможность приобретать и отчуждать за счет общего имущества товарищей недвижимое имущество, права требования по договорам займа, совершать обеспечительные сделки, связанные с приобретением ценных бумаг российских эмитентов, ценных бумаг иностранных эмитентов, иных финансовых инструментов, акций (долей, паев) в уставных капиталах российских организаций, иностранных организаций и иностранных структур без образования юридического лица, инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, прав по другим договорам инвестиционного товарищества, а также в случаях, связанных с предоставлением займов;
7) Внести коррективы в части нотариального удостоверения договора инвестиционного товарищества и дальнейших документов, связанных с договором и требующих нотариального удостоверения, в частности:
а. отмена обязательного нотариального удостоверения договора инвестиционного товарищества у одного нотариуса;
б. возможность заключения договора инвестиционного товарищества путем одновременного заверения у двух и более нотариусов;
в. возможность заключения договора инвестиционного товарищества путем отдельного нотариального удостоверения безотзывной оферты управляющего товарища, а впоследствии нотариального удостоверения акцепта всеми товарищами-вкладчиками;
г. возможность внесения договора инвестиционного товарищества и связанных с ним документов в единую информационную систему нотариата для обеспечения к ним доступа всех нотариусов;
8) Установить возможность признания недействительными по иску любого товарища сделок управляющего товарища, в отношении которых его право на ведение общих дел ограничено договором ИТ, если будет доказано, что в момент заключения сделки третье лицо (контрагенты по договорам, заключенным от имени всех участников договора ИТ) знало или должно было знать о наличии таких ограничений;
9) Добавить возможность смены управляющего товарища по решению товарищей, если порядок принятия такого решения определен в договоре;
10) Уточнить порядок ведения общих дел товарищей в случае участия в договоре инвестиционного товарищества двух и более управляющих товарищей;
11) Исключить ограничения максимального срока действия договора ИТ (не более 15 лет);
12) Ограничить ответственность по общим налоговым обязательствам товарищей - вкладчиков для допуска НПФ к участию в договорах инвестиционного товарищества;
13) Предусмотреть возможность одностороннего внесудебного отказа товарищей от договора ИТ в случае нарушения кем-либо из товарищей условий договора ИТ (исчерпывающий перечень нарушений, дающих такое право, должен быть установлен в договоре ИТ);
Реализация положений законопроекта позволит учесть в рамках правового регулирования потребности профессионального сообщества и создать дополнительные условия для:
- расширения числа инвесторов в ИТ;
- более удобного использования формы ИТ по ее предназначению (осуществление коллективных инвестиций в венчурные бизнес-проекты, а также другие инвестиционные фонды, структурированные в форме ИТ);
- укрепления доверия российского и международного инвестиционного сообщества к российской правовой системе;
- увеличения популярности ИТ как формы осуществления коллективных инвестиций и привлечения большего количества инвестиций в российскую экономику.
В части изменения порядка нотариального удостоверения договора инвестиционного товарищества и дальнейших документов, связанных с договором и требующих нотариального удостоверения, предложенные изменения согласованы с Федеральной нотариальной палатой и не влекут за собой существенного увеличения числа функций нотариусов, так как Федеральная нотариальная палата уже ведет реестр договоров инвестиционного товарищества. В части новых нотариальных действий добавляется выдача электронных документов, содержащихся в реестре договоров инвестиционного товарищества единой информационной системы нотариата. Предлагается установить тариф на основе объема электронного документа по аналогии с уже существующими нотариальными тарифами, связанными с электронными документами.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования) .
Проектом федерального закона не устанавливаются соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация проекта федерального закона не повлечет изменение финансовых обязательств государства и дополнительные расходы, покрываемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) https://cbr.ru/Content/Document/File/112055/Consultation_Paper_200811.pdf
*(2) https://www.cbr.ru/Content/Document/File/139354/financial_market_20220804.pdf
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.