Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 21.03.2024 г.)
Проект федерального закона разработан во исполнение пункта 37 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 г. N 3899-р, и направлен на регламентацию в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК) процедуры возбуждения уголовного дела о преступлении, дополнительно выявленном в связи с расследуемым следователем уголовным делом и (или) совершённом одними и теми же лицами, в том числе, если такое преступление относится к компетенции дознавателей, и соединения уголовных дел в одном производстве.
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации (кассационное определение от 17 декабря 2020 г. N 89-УДП20-10) по каждому установленному в ходе досудебного производства эпизоду преступной деятельности необходимо возбуждать уголовное дело.
В 2023 году следователями более чем по 8 тыс. уголовных дел выявлены уголовно наказуемые деяния, предварительное расследование по которым в соответствии с частью третьей статьи 150 УПК осуществляется в форме дознания. Из них свыше 5 тыс. дел следователями направлены в суд.
В большинстве случаев следователем в соответствии с положениями УПК составляется рапорт об обнаружении признаков нового преступления (статья 143 УПК) и принимается решение о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела (статья 155 УПК). Руководителем следственного органа выделенные материалы уголовного дела направляются в подразделение дознания для проведения проверки и принятия решения в порядке статей 144, 145 УПК. Возбужденное в этой связи дознавателем уголовное дело передаётся прокурору, которым определяется его подследственность (пункт 12 части второй статьи 37, часть седьмая статьи 151), после чего данное уголовное дело направляется в органы предварительного следствия для соединения с расследуемым уголовным делом.
В связи с длительностью реализации названного порядка увеличивается срок предварительного следствия.
Так, период с момента регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления и до поступления в следственные органы возбуждённого дознавателем уголовного дела от прокурора, как правило, составляет до 10 суток (МВД по республикам Татарстан, Коми, Крым, ГУ МВД России по Алтайскому, Пермскому краям, Свердловской области, УМВД России по Вологодской, Курганской областям и др.).
Имеют место факты более длительного срока. Например, в УМВД России по Орловской области подразделениями дознания уголовные дела возбуждаются в течение 3-10 дней, после чего их нахождение в надзирающей прокуратуре до направления в следственные органы может достигать от 3 до 5 суток.
Данное обстоятельство негативно отражается на соблюдении принципа разумного срока уголовного судопроизводства.
Следует отметить, что в некоторых территориальных органах МВД России сложилась согласованная с надзирающими прокурорами практика принятия следователями решений о возбуждении уголовных дел по преступлениям, относящимся к компетенции дознания, с определением по ним подследственности в соответствии с пунктом 12 части второй статьи 37, частью седьмой статьи 151 УПК (МВД по республикам Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, ГУ МВД России по Пермскому, Красноярскому краям, Иркутской области, УМВД России по Забайкальскому краю, Вологодской, Смоленской, Тюменской областям, УТ МВД России по Уральскому федеральному округу и др.).
В данных случаях после направления уголовных дел в суд соответствующие решения следователей о возбуждении уголовного дела по причине их принятия неуполномоченным должностным лицом не отменялись, дела рассматриваемой категории для производства дополнительного следствия, в том числе для устранения препятствий их рассмотрения судом, не возвращались. При этом положительно отмечается незначительный срок реализации названного механизма, который, в основном, составляет около одних суток.
При этом в случае выявления следователем органов внутренних дел уголовно наказуемых деяний, предварительное расследование по которым производится дознавателем другого государственного органа (например, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и т.п.), возбуждённое в этой связи дознавателем уголовное дело, как правило, направляется прокурором в органы предварительного следствия МВД России для соединения с расследуемым уголовным делом.
С учетом изложенного, законопроектом предлагается статью 151 УПК дополнить частью шестой1, в соответствии с которой в случае, если в ходе расследования уголовного дела выявлены преступления, предусмотренные пунктом 1 части третьей статьи 150 УПК, совершенные подозреваемым (обвиняемым) либо совершенные иными лицами, связанные с расследуемым преступлением, предварительное расследование может производиться следователем органа, выявившего эти преступления, за исключением преступлений, совершенных лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 1 части второй статьи 151 УПК (подследственных следователям Следственного комитета Российской Федерации), либо преступлений, указанных в пункте 3 части третьей статьи 151 УПК (подследственных дознавателям пограничных органов федеральной службы безопасности).
С учетом специфики преступлений, подследственных дознавателям пограничных органов федеральной службы безопасности, законопроектом следователи не наделяются предлагаемыми полномочиями, поскольку это не обеспечит должного уровня проверки сообщения о преступлении и установления наличия либо отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела, а также негативно отразится на решении задач, возложенных на пограничные органы федеральной службы безопасности.
Также следователи не наделяются данными полномочиями в случае совершения преступлений лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 1 части второй статьи 151 УПК, поскольку в соответствии с положениями пункта 7 части третьей статьи 151 УПК предварительное расследование в форме дознания в отношении названных лиц производится только следователями Следственного комитета Российской Федерации.
В настоящее время при установлении обстоятельств совершения подозреваемыми (обвиняемыми), а также иными лицами преступления, связанного с расследуемым преступлением, следователь (дознаватель) выносит постановление о выделении из уголовного дела материалов, содержащих сведения о новом преступлении, копирует их в объёме, имеющем значение для дела, и составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, который регистрирует в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Рассмотрение сообщения руководителем следственного органа (органа дознания) поручается тому же следователю (дознавателю) для принятия решения в порядке, предусмотренном статьёй 145 УПК. Следователь (дознаватель), как правило, в течение суток с момента регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления принимает решение о возбуждении уголовного дела, которое затем соединяет в одном производстве с основным уголовным делом на основании соответствующего постановления.
Вместе с тем порядок выделения материалов в подобной ситуации законодательством не предусмотрен, так как положения части первой статьи 155 УПК предусматривают выделение в отдельное производство материалов уголовного дела в случае если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым уголовно наказуемым деянием.
В результате, сложившийся порядок действий при выявлении новых преступлений, приводит к копированию и выделению материалов уголовного дела в большом объёме и тем самым значительным расходам материальных ресурсов, особенно в ходе расследования многоэпизодных уголовных дел, по которым в 2023 году выявлено почти 320,0 тыс. дополнительных эпизодов (в 2022 году - 312,2 тыс.), и преступлениях, совершённых в составе организованных групп или участниками преступного сообщества 30,5 тыс. (в 2022 году - 22,3 тыс.).
При этом соединение уголовных дел в одном производстве приводит к дублированию значительного количества процессуальных документов, которые в копиях фактически утрачивают своё значение для дела.
Так, по уголовным делам, находящимся в производстве следователей управления по расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ГСУ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в 2020 году по дополнительным эпизодам преступной деятельности возбуждено 656 уголовных дел, в 2021 году - 516. При этом количество выделяемых материалов по ним составило от 60 до 150 листов, что привело к значительному увеличению объёма основных уголовных дел и в конечном итоге к необоснованному увеличению сроков ознакомления участников уголовного процесса с материалами уголовного дела, а также существенным ресурсным затратам.
Например, в рамках одного из таких уголовных дел, возбужденного данным подразделением по признакам преступления, предусмотренного пунктом "г" части 4 статьи 2281 Уголовного кодекса Российской Федерации, расследовалась незаконная деятельность пяти лиц в составе организованной группы по продаже наркотических средств и психотропных веществ посредством интернет-магазинов на площадке "Hydra". После установления в ходе осмотров сайтов указанных интернет-магазинов адресов размещения "тайников-закладок" с наркотическими и психотропными веществами, их обнаружения и изъятия выявлены 152 дополнительных эпизода преступной деятельности. При этом по каждому возбуждённому уголовному делу объём выделенных материалов составил в среднем 70 листов, а их общий массив - более 40 томов.
Таким образом, сложившаяся практика копирования материалов для их выделения в отдельное производство и последующего соединения с основным уголовным делом представляет трудоёмкий процесс, приводит к увеличению сроков предварительного расследования, нерациональному использованию служебного времени и значительным расходам материальных ресурсов.
В связи с этим в целях оптимизации порядка возбуждения уголовных дел в указанных случаях, обеспечения соблюдения разумного срока уголовного судопроизводства, а также своевременного проведения процессуальных действий по выявленному преступлению и выработки единой правовой позиции органов предварительного расследования и надзорных органов по данному вопросу подписано межведомственное информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, СК России, ФСБ России, МЧС России, ФССП России, ФТС России от 29 декабря 2022 г. N1/15407/36-22-22/Исхск-224/7-41132-22/6/6-17249/43-8019-9/00043/22/253248-ВВ/01-40/75498 "О порядке возбуждения уголовных дел в случаях выявления в ходе производства предварительного расследования дополнительных эпизодов преступной деятельности, связанных с расследуемым преступлением", согласно которому, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении подозреваемым (обвиняемым) нового преступления либо совершении иными лицами преступления, связанного с расследуемым, и отнесённого к подследственности одного (того же) органа предварительного расследования, следователь, дознаватель возбуждает уголовное дело без выделения материалов в отдельное производство, которое соединяет с расследуемым уголовным делом и продолжает дальнейшее расследование.
Для законодательного закрепления указанного порядка законопроектом УПК дополняется статьей 1531, в соответствии с которой в случае, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении подозреваемым (обвиняемым) нового преступления либо совершении иными лицами преступления, связанного с расследуемым, и отнесённого к подследственности одного (того же) органа предварительного следствия либо органа дознания, следователь, дознаватель возбуждает уголовное дело в порядке, установленном статьей 146 УПК, без выделения материалов в отдельное производство, которое соединяет с расследуемым уголовным делом в порядке, установленном статьей 153 УПК.
В соответствии с предлагаемой нормой при установлении на основании материалов, содержащихся в расследуемом уголовном деле, дополнительного эпизода преступной деятельности, а также достаточных оснований для возбуждения нового уголовного дела следователь (дознаватель) в соответствии со статьёй 143 УПК составляет, а затем регистрирует рапорт об обнаружении признаков преступления.
По поручению руководителя органа предварительного следствия (руководителя органа дознания, руководителя подразделения дознания) следователь (дознаватель) в порядке, предусмотренном статьёй 145 УПК, принимает решение о возбуждении нового уголовного дела (без выделения материалов в отдельное производство), о чём выносит мотивированное постановление с указанием достаточных оснований данного процессуального решения.
Возбуждённое уголовное дело о дополнительном эпизоде преступной деятельности следователь на основании постановления руководителя следственного органа, дознаватель на основании постановления прокурора в соответствии со статьёй 153 УПК соединяет с расследуемым уголовным делом в одном производстве и продолжает дальнейшее расследование.
Поскольку в статье 1531 УПК предусматриваются ссылки на статьи 146 и 153 УПК, определяющие общий порядок возбуждения и соединения уголовного дела, дополнительной регламентации данного порядка в указанной норме не требуется.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.