Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме"
(подготовлен Минцифры России 02.04.2024 г.)
Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации (далее - проект постановления) разработан в целях реализации пункта 2.1 статьи 12 и части 4.2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время доступ к качественным услугам связи является неотъемлемой потребностью граждан. В этой связи особое значение имеет единообразное регулирование деятельности операторов связи по монтажу сетей связи, их эксплуатации и демонтажу на объектах общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД), где проживает большинство населения Российской Федерации, их взаимодействия с лицами, осуществляющими управление МКД.
Основные проблемы во взаимодействии вышеуказанных лиц связаны:
с неправомерными отказами лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, в доступе операторов связи в МКД, которые основаны на недобросовестной конкуренции, незаконности требований по внесению платежей и принуждению к заключению различного рода договоров;
с многочисленными нарушениями со стороны операторов связи при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи в МКД, влекущими порчу общего имущества в многоквартирном доме.
В результате собственники (наниматели) помещений в МКД, с одной стороны, не могут заключить с выбранными ими операторами связи договоры на оказание услуг связи, с другой стороны, проживание в МКД должно соответствовать требованиям безопасности.
Для урегулирования обозначенных проблем проектом постановления предусматриваются следующие положения:
1) порядок подготовки оператором связи проекта монтажа сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме;
2) порядок монтажа сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме и требования к такому монтажу;
3) порядок доступа оператора связи к объектам общего имущества в многоквартирном доме;
4) порядок демонтажа сетей связи с объектов общего имущества в многоквартирном доме;
5) порядок устранения повреждений, причиненных в результате монтажа, эксплуатации и демонтажа сетей связи общему имуществу в многоквартирном доме;
6) порядок взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме;
7) права и обязанности оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме.
Вышеперечисленные положения будут способствовать созданию комфортных условий для взаимоотношений всех заинтересованных сторон и стимулированию операторов связи к обновлению инфраструктуры связи в МКД, обеспечению баланса интересов и конституционных прав собственников помещений (нанимателей) в МКД и операторов связи, устранению дискриминации операторов связи при доступе в МКД.
Кроме того, проектом постановления вносятся изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Данные изменения необходимы в связи с отсутствием необходимости получения решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для размещения сетей связи и позволят операторам связи - владельцам энергопринимающих устройств осуществлять самостоятельно подачу заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен многоквартирный дом, и заключать договоры напрямую без участия управляющих лиц.
Предлагается установить, что оператор связи - владелец энергопринимающих устройств вправе направлять заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен МКД. Данная норма необходима в связи с тем, что операторы связи с целью функционирования сетей связи должны иметь возможность самостоятельно обратиться с заявкой в сетевую организацию.
Кроме того, предлагается исключить необходимость для операторов связи направления документов, подтверждающих право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства, разрешений на использование земель или земельных участков, документов, подтверждающих, что заявитель обладает сервитутом или публичным сервитутом, так как в данном подпункте не учитывается специфика в отношении сетей связи, размещаемых на общем имуществе МКД.
При этом устанавливается, что оператор связи - владелец энергопринимающих направляет в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен МКД, без решения общего собрания собственников или решения управляющей компании, предоставив вместо этого копии документов, подтверждающие законность размещения сетей связи на объектах общего имущества собственников в МКД (например, акт монтажа сетей связи).
Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий при его реализации, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора):
1) осуществляемого ФАС России в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и предусматривающего административную ответственность в случае неисполнения предписаний контрольного (надзорного) органа об устранении нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) осуществляемого органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного надзора в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, и предусматривающего административную ответственность в случае неисполнения предписаний контрольного (надзорного) органа об устранении нарушений обязательных требований в соответствии с частями 24 и 24.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений проекта постановления не предусматривает уменьшения или увеличения расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.