Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
(подготовлен Минэкономразвития России 08.04.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - законопроект) разработан в соответствии с основными направлениями развития информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности на 2023 - 2024 годы, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. N 955-р, а также перечнем нормативных правовых и иных актов, подлежащих разработке (изменению) для обеспечения основных направлений развития информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности на 2023 - 2024 годы, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Оверчуком А.Л. 25 июля 2023 г. N 6026-П13-АО, и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2023 г. N 101пр-П13-АБм в целях совершенствования предоставления государственных и иных услуг, мер поддержки и сервисов в сфере внешнеторговой деятельности (далее - услуги) посредством расширения применения федеральной государственной автоматизированной информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности (далее - ИС "Одно окно").
Основной задачей ИС "Одно окно" является обеспечение взаимодействия участников внешнеторговой деятельности (далее - ВТД) с органами государственной власти Российской Федерации и организациями в связи с получением ими результатов предоставления государственных услуг, иных услуг в сфере ВТД в электронной форме.
Следует отметить, что в настоящее время значительное число услуг в сфере ВТД предоставляется в электронной форме на разных порталах и сайтах органов государственной власти, а также посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).
В субъектах Российской Федерации созданы и функционируют региональные центры поддержки экспорта, которые предоставляют услуги в сфере ВТД экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, отсутствует единый полный перечень услуг в сфере внешнеэкономической деятельности, информация о них в той или иной степени содержится на разных информационных ресурсах (официальные сайты органов государственной власти, единый портал, коммерческие информационные ресурсы), что ведет к низкой осведомленности бизнеса об условиях осуществления внешнеторговых операций, а также о существующих мерах государственной поддержки в отношении участников внешнеторговой деятельности.
Таким образом, в Российской Федерации отсутствует единый информационный ресурс, посредством которого участник ВТД может получить исчерпывающую информацию о всех услугах в сфере ВТД и на ее основании непосредственно обратиться за необходимой услугой.
В целях повышения удобства и сокращения времени взаимодействия участника ВТД с органами государственной власти и организациями необходимо обеспечить возможность получения участниками ВТД информации об условиях предоставления услуг и оказания мер поддержки, непосредственно связанных с осуществлением ВТД (экспортом и импортом), посредством ИС "Одно окно" как навигатора в сфере ВТД, являющегося неотъемлемой частью единого клиентского пути экспортера (импортера), вне зависимости от того, какой орган власти (организация) предоставляет соответствующую услугу (оказывает меру поддержки).
В связи с этим законопроект предусматривает формирование в ИС "Одно окно" единого каталога государственных услуг, государственных функций и иных услуг в сфере ВТД, включая меры государственной поддержки (далее - единый каталог), в том числе на основании информации, представленной органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления и организациями в соответствии с их компетенцией оператору ИС "Одно окно".
Полномочиями устанавливать порядок взаимодействия оператора ИС "Одно окно" с органами государственной власти, местного самоуправления и организациями в целях формирования единого каталога, а также непосредственно порядок его формирования (в том числе критерии включения в него услуг (функций), наделяется Правительство Российской Федерации, устанавливающее порядок функционирования ИС "Одно окно".
Законопроект расширяет круг субъектов, взаимодействие которых осуществляется посредством ИС "Одно окно", в целях обеспечения возможности получения участниками внешнеторговой деятельности государственных и муниципальных услуг в сфере внешнеторговой деятельности в электронной форме, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Также законопроект предусматривает возможность направления с использованием ИС "Одно окно" обращений в электронном виде, связанных с осуществлением ВТД, в государственные органы, органы местного самоуправления, их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, а также возможность оценки качества рассмотрения данных обращений.
Законопроект наделяет Правительство Российской Федерации полномочием устанавливать порядок направления органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями информации о статусе рассмотрения обращений участников ВТД по соответствующим вопросам, а также ответы на такие обращения посредством ИС "Одно окно".
Кроме того, в целях совершенствования процессов информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, которые реализованы с возможностью подачи заявлений с использованием информационных систем органов государственной власти и одновременно доступ к которым предоставляется с использованием ИС "Одно окно", предлагается предусмотреть постепенный перевод взаимодействия заявителей с органами государственной власти посредством ИС "Одно окно".
Законопроект расширяет перечень используемых нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере защиты информации, в соответствии с которыми оператор ИС "Одно окно" обеспечивает защиту документов и информации, обрабатываемых в ИС "Одно окно".
Отложенный срок вступления в силу проектируемого федерального закона обусловлен необходимостью обеспечения технологической готовности взаимодействующих информационных систем.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.