Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О признании утратившим силу пункта 3.4 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 09.04.2024 г.)
Проект федерального закона "О признании утратившим силу пункта 3.4 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минпромторгом России в соответствии с пунктом 6 Плана мероприятий по реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года N 2964-р (далее - План мероприятий) в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. N 3444-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российский Федерации от 20 октября 2021 г. N 2964-р".
Проектируемое изменение в Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) направлено на исключение пункта 3.4 части 1 статьи 5 Закона N 381-ФЗ, предусматривающего полномочие Правительства Российской Федерации на утверждение порядка изъятия из оборота и уничтожения изъятых из оборота немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на отсутствие самостоятельного предмета правового регулирования для правового акта Правительства Российской Федерации об утверждении порядка изъятия из оборота и уничтожения изъятых из оборота немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, поскольку вопросы порядка изъятия, хранения и распоряжения товарами, выявленными в процессе осуществления государственного контроля (надзора) и правоохранительной деятельности, и являющимися объектом или предметом противоправной деятельности, в достаточной степени уже урегулированы законодательством.
Так, статьей 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за производство и ввод в оборот немаркированных товаров предусмотрена конфискация таких товаров в собственность государства по решению суда. Изъятие из оборота немаркированных товаров осуществляется уполномоченными органами при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности.
Процедуры изъятия из оборота, хранения таких товаров до решения суда и порядок дальнейшего распоряжения конфискованным имуществом урегулированы законодательством и дополнительного правового регулирования не требуют.
Какие-либо особенности указанных процессов в отношении изъятых из незаконного оборота немаркированных товаров отсутствуют (за исключением лекарственных препаратов для медицинского значения, алкогольной и табачной продукции, при этом особенности в отношении данных категорий товаров уже урегулированы отдельными отраслевыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.)
Распоряжение обращенным в собственность государства, в том числе конфискованным, имуществом осуществляется в соответствии с Положением о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N 1238 (далее - Положение). Согласно пункту 14 Положения имущество, обращенное в собственность государства, подлежит исключительно уничтожению в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также при наличии прямого указания на уничтожение в судебном акте об обращении имущества в собственность государства.
Таким образом, конфискованные немаркированные товары предлагается передавать в Росимущество для организации их уничтожения, утилизации (переработки) в общем порядке, установленном Положением. Разработка отдельного порядка уничтожения, утилизации (переработки) таких товаров не требуется.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предложенные законопроектом изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности - отсутствуют.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.