Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 782 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 12.04.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 782 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 5 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" по направлению "Туризм", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 января 2024 г. N 99-р (далее - План мероприятий ТДК).
Одновременно в рамках исполнения пункта 5 Плана мероприятий ТДК разрабатывается проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", предусматривающий введение невозвратных тарифов при предоставлении гостиничных услуг коллективными средствами размещения.
В настоящее время отсутствует правовое регулирование применения невозвратных тарифов при предоставлении гостиничных услуг коллективными средствами размещения на территории Российской Федерации.
В настоящий момент Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853 (далее - Правила предоставления гостиничных услуг), предусматривается взимание платы за фактический простой номера, но не более, чем стоимость за первые сутки проживания. При этом, гостиница зачастую не имеет возможности реализовать незанятый номер, что влечёт существенные убытки для отрасли с невысокой рентабельностью активов.
Доля постоянных расходов в рамках осуществления деятельности по гостиничных услуг составляет у различных видов гостиниц от 65 до 90 %, не зависит от того заехал ли постоялец в номер или нет. При этом, переменные расходы, которые средство размещения несет лишь в случае фактического оказания услуг составляют лишь от 10 до 25 % в зависимости от типа средства размещения.
Согласно данным, предоставленным турагрегатором Островок.ру, в среднем по 2023 году количество бронирований, отмененных в период от дня заезда до 1 дня до предполагаемой даты заезда составляет 3,6 % от общего объема бронирования, в период от 2 до 4 дней - еще 3 % и в период от 4 до 7 дней - еще 3 %. Общее количество отмененных бронирований в гостиницах менее, чем за неделю до предполагаемой даты заезда составляет 9,6 %.
Доля отмен | ||||
месяц |
0 - 7 дней % |
0 - 1 день % |
2-3 дня % |
4-7 дней % |
2023-01-01 |
9,0 |
3,3 |
2,9 |
2,7 |
2023-02-01 |
9,7 |
3,4 |
3,1 |
3,1 |
2023-03-01 |
8,9 |
3,2 |
2,8 |
2,9 |
2023-04-01 |
9,7 |
3,4 |
3,1 |
3,2 |
2023-05-01 |
9,6 |
3,5 |
3,0 |
3,1 |
2023-06-01 |
10,6 |
3,9 |
3,3 |
3,4 |
2023-07-01 |
10,6 |
3,9 |
3,4 |
3,4 |
2023-08-01 |
10,4 |
4,2 |
3,2 |
3,0 |
2023-09-01 |
9,4 |
3,8 |
2,8 |
2,8 |
2023-10-01 |
9,1 |
3,5 |
2,9 |
2,7 |
2023-11-01 |
6,0 |
2,7 |
1,8 |
1,5 |
Всего 2023 |
9,7 |
3,6 |
3,0 |
3,0 |
Фактически каждый 10-й номер отменяется потребителем, и каждый 4-й из этих 10 номеров не может быть реализован в связи со срочностью произведенной потребителем отмены, что составляет 4 % потерь от выручки.
Таким образом, гостиница, рентабельность активов которой составляет - 0,2 %, а средний годовой доход - 24,2 млн руб., по официальным данным Росстата недополучает до 1 млн руб. (960 тыс. руб.) в год.
Учитывая, что в едином перечне классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей состоит более 20 тысяч гостиниц, недополученная прибыль гостиничной отрасли в целом от отказов потребителей от бронирования номеров за 1 календарный год составляют более 20 млрд руб.
При этом, потери доходных поступлений бюджета от одного только налога на прибыль организаций могут составлять до 4 млрд. руб.
Законопроектом предлагается внесение изменений в части расширения условий расторжения договора возмездного оказания услуг для заказчиков и установления законодательством Российской Федерации в области туристской деятельности возможности применения коллективными средствами размещения невозвратных тарифов наравне с возвратными тарифами при предоставлении гостиничных услуг.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не потребует расходов из федерального бюджета.
В связи с тем, что в законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
Планируемые сроки рассмотрения и принятия (одобрения, подписания) законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации:
октябрь 2024 г. - рассмотрение и принятие (одобрение) законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в первом чтении;
ноябрь 2024 г. - рассмотрение и принятие (одобрение) законопроекта (федерального закона) Государственной Думой во втором и третьем чтениях;
январь 2025 г. - рассмотрение и одобрение Федерального закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
февраль 2025 г. - подписание Федерального закона Президентом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.