Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в целях признания лица инвалидом, а также определения целевой реабилитационной группы (целевых реабилитационных групп)"
(подготовлен Минтрудом России 18.04.2024 г.)
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подготовлен проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в целях признания лица инвалидом, а также определения целевой реабилитационной группы (целевых реабилитационных групп)" (далее - проект приказа).
В настоящее время классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Минтруда России от 27.08.2019 N 585н (далее - приказ N 585н).
Федеральным законом от 24.111995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 25.12.2023 N 651-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ в новой редакции) впервые вводится положение об установлении целевых реабилитационных групп, объединенных в зависимости от структуры и степени расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности, в целях применения наиболее эффективных подходов к восстановлению или компенсации нарушенных функций организма и устранению или компенсации ограничений жизнедеятельности инвалида для оказании услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
При этом статьей 7 Федерального закона N 181-ФЗ в новой редакции предусматривается определение классификации целевых реабилитационных групп и критериев их установления инвалидам.
Вместе с тем, приказ N 585н таких классификаций и критериев не содержит, а их внесение потребует существенного изменения данного нормативного правового акта.
В связи с этим подготовлен проект приказа, в который включены содержащиеся в приказе N 585н нормативные предписания, которые сохраняют свою силу, а также следующие дополнения и изменения:
1. Введена классификация целевых реабилитационных групп инвалидов (детей-инвалидов) в зависимости от структуры и степени выраженности стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
При этом целевые реабилитационные группы инвалидов (детей-инвалидов) в зависимости от степени детализации характеризующих их параметров подразделены на целевые реабилитационные подгруппы.
Целевые реабилитационные группы предусматривают общие подходы к организации реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) в соответствии с преимущественными нарушениями функций организма человека, к которым приводят различные нозологические группы заболеваний, последствия травм или дефекты.
Целевые реабилитационные подгруппы предусматривают детализированные подходы к организации реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии с клиническими особенностями отдельных заболеваний, последствий травм, дефектов или их групп.
2. Включены критерии установления целевых реабилитационных групп инвалидов (детей-инвалидов).
Указано, что каждому инвалиду (ребенку-инвалиду) устанавливается только одна основная целевая реабилитационная группа и одна целевая реабилитационная подгруппа в соответствии с основным заболеванием, последствием травмы, дефектом, ставшим причиной инвалидности, а также (при наличии оснований) дополнительная целевая реабилитационная группа и целевая реабилитационная подгруппа в соответствии с сопутствующими заболеваниями, которых может быть несколько.
Такой подход синхронизирован со стандартами, в которых учитываются основная и дополнительные целевые реабилитационные группы и целевые реабилитационные подгруппы инвалидов для проведения их комплексной реабилитации и абилитации по соответствующему направлению, а также положениями иных действующих и разрабатываемых нормативных правовых актов по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
3. Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма граждан в возрасте 18 лет и старше, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека) и Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма ребенка в возрасте до 18 лет, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека) дополнены новыми графами, предусматривающими соотнесение целевых реабилитационных групп и целевых реабилитационных подгрупп с клинико-функциональными характеристиками стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
4. Наименование учреждений медико-социальной экспертизы приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В основу проекта приказа положены научно-методические разработки ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России Методические основы проекта приказа и возможные риски при его правоприменении были апробированы в 2022-2023 годах в двух субъектах Российской Федерации (Свердловская и Тюменская области) в ходе пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, Правила реализации которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 2339 (приказ Минтруда России от 28 марта 2022 г. N 176 "Об утверждении методики определения целевых реабилитационных групп детей-инвалидов в зависимости от преимущественного вида стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности").
Требуется согласование проекта приказа с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Принятие приказа не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с отсутствием в проекте приказа положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, проведение оценки регулирующего воздействия не требуется.
Проектом приказа не устанавливаются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект приказа не подлежит обсуждению на общественном совете, поскольку не относится к составу нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877.
Нормы проекта приказа соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениями иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.