"1С:Предприятие 8" в автомобильной корпорации
Группа компаний "Камаз" (г. Набережные Челны) является крупнейшей автомобильной корпорацией России. Сегодня "Камаз" выпускает свыше 30 моделей грузовых автомобилей в более чем 400 вариантах комплектации, а также прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. Единый производственный комплекс корпорации охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей от разработки, изготовления, сборки автокомпонентов и автотехники до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. В состав корпорации входит более 90 предприятий.
Интенсивная хозяйственная деятельность обусловила высокую потребность корпорации в ежедневной транспортировке грузов. Для выполнения всего объема грузоперевозок по межзаводским маршрутам в марте 2008 г. было создано автотранспортное предприятие (АТП) департамента логистики, позднее преобразованное в логистический центр.
Большой объем перевозок требует интенсивной эксплуатации автотранспорта, а также четкой и хорошо организованной работы водителей. Для оптимизации и повышения эффективности перевозок было принято решение о внедрении в АТП автоматизированной системы на основании типового прикладного решения "1С:Управление Автотранспортом 8" совместной разработки фирмы "1С" и компании "1С-Рарус" на платформе "1С:Предприятие 8". Было также необходимо обеспечить интеграцию "1С:Управление Автотранспортом 8" с системой глобального позиционирования на основе GPS-навигации.
Работы по проекту автоматизации были поручены компании "Интелком" (1С:Франчайзи, Центр компетенции по производству, г. Казань). Благодаря слаженной совместной работе специалистов "Интелком" и департамента логистика корпорации "Камаз" все работы по проекту были выполнены в срок. Рассмотрим далее особенности автоматизированной системы.
"1С:Управление Автотранспортом 8"
Прикладное решение "1С:Управление Автотранспортом 8" обеспечивает комплексную поддержку бизнес-процессов в транспортных организациях и подразделениях, позволяет получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений и обеспечения учета деятельности организации.
В программе предусмотрено ведение учета выработки транспортных средств и оборудования. Предусмотрены контроль сроков замены шин и аккумуляторов, а также планирование технического обслуживания. Ведется учет дорожно-транспортных происшествий. Контролируется срок окончания полисов ОСАГО, медицинских справок, водительских удостоверений и других документов.
Для регистрации заказов на автотранспорт, формирования суточной разнарядки на выпуск автомобилей и маршрутных листов, выписки и обработки путевых листов используется подсистема "Эксплуатация". Учет поступления, выдачи и расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ) ведется в подсистеме "Учет ГСМ". Для регистрации заказов на ремонт и сервисное обслуживание транспортных средств, учета выполненных ремонтов и планового технического обслуживания, замены шин и аккумуляторов применяется подсистема "Управление ремонтами". Оформление и учет различных складских операций производятся в подсистеме "Складской учет". Основными задачами подсистемы "Расчет заработной платы" являются учет рабочего времени водителей и начисление заработной платы по путевым листам. Подсистема "Управление затратами" позволяет вести учет прямых затрат, выполнять распределение косвенных затрат между автомобилями, получать отчеты по затратам в разрезе автомобилей, статей затрат, клиентов и подразделений, а также анализировать рентабельность работы каждого автомобиля. В программе также ведутся расчет стоимости транспортных услуг и формирование счетов, актов и реестров за оказанные услуги.
Интеграция с системой GPS-навигации
На основе точных данных, получаемых от навигационного оборудования, в автоматизированной системе с высокой степенью достоверности ведется учет множества параметров эксплуатации автомобиля.
Система GPS-навигации в режиме реального времени точно определяет местоположение машины, пройденный маршрут и расстояние, прохождение контрольных точек, а также время автомобиля в пути, работы с оборудованием и стоянки. На основе данных, поступающих из GPS-системы, с учетом норм, разработанных для каждого типа автомобилей, ведется расчет расхода ГСМ. Возможность вносить изменения в данные у водителя отсутствует.
Вся информация, полученная от системы GPS-навигации, оперативно загружается в программу "1С:Управление Автотранспортом 8" и сопоставляется с данными ежедневных путевых листов. Для удобства сравнения в путевом листе помимо данных по планируемым рейсам указываются нормы расхода ГСМ, установленные в АТП. Реализованная в системе загрузка данных позволяет не только анализировать фактический расход топлива и многие другие параметры движения автомобилей, но и вести учет расходов по эксплуатации автомобилей, а также учет работы водителей.
Расчет многокомпонентной заработной платы
Расчет заработной платы в АТП департамента логистики ведется на основе путевого листа и посменного графика работы водителей.
Объем заявок на грузоперевозки очень большой, поэтому часть работы выполняется в выходные или праздничные дни. Такая работа в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) должна оформляться нарядом, согласовываться с работником и оплачиваться дополнительно по специальным тарифам. Кроме того, предусмотрены различные доплаты и премии водителям, например за сложные условия труда, за уровень профессиональной квалификации, за увеличение объемов выработки.
На основании итоговой расстановки водителей в системе автоматически формируются наряды на работы в выходной день, которые распечатываются и согласуются с работниками. Наряд считается согласованным после того, как работник его подпишет.
В системе предусмотрено автоматическое формирование табеля довольно сложной структуры. В нем представлены все необходимые сведения, связанные с расчетом заработной платы. Это данные о работе водителей по плановому и фактическому графику, об административных отпусках и больничных листах. Отдельно указываются различные выплаты, предусмотренные нормами ТК РФ, премии и доплаты, связанные со спецификой транспортных средств и условиями их эксплуатации, а также время нахождения автомобиля в ремонте. При всей сложности механизм начисления заработной платы абсолютно прозрачен и детализирован до конкретного путевого листа.
Результаты внедрения
Благодаря автоматизации всех бизнес-процессов АТП учет автотранспорта и работы водителей стал абсолютно прозрачным. При этом практически полностью исключена возможность ошибок и влияния человеческого фактора. Реализована возможность расчета сложной заработной платы, автоматического формирования всех бухгалтерских документов на основе системы тарифов, применяемых в АТП, полностью автоматизированы все участки учета автотранспорта.
Д. Кутышева,
1С:Франчайзи "Интелком"
Контактный телефон (843) 519-60-60
"Финансовая газета", N 20, май 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71