Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
(подготовлен Росреестром 19.04.2024 г.)
В целях реализации пункта 32 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 г. N 3899-р (далее - План законопроектной деятельности), Росреестром разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации", предусматривающий расширение перечня случаев, когда требуется осуществление государственной регистрации прав.
Принимая во внимание, что Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) регламентирует процедуру (порядок) государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, то соответствующие изменения норм материального права потребуют корреспондирующих изменений в Закон N 218-ФЗ.
В этой связи Росреестром разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (далее - законопроект), которым предлагается дополнить Закон N 218-ФЗ положениями, предусматривающими осуществление государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектами недвижимого имущества, права пользования гражданином жилым помещением, которому такое право представлено по завещательному отказу, в качестве обременения недвижимого имущества, а также обременения объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, возникшего в связи с определением порядка владения и пользования таким имуществом.
В настоящее время договоры безвозмездного пользования недвижимым имуществом не подлежат государственной регистрации, за исключением договоров безвозмездного пользования земельными участками (пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации) и договоров безвозмездного пользования объектами культурного наследия (пункт 3 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, обязательность государственной регистрации безвозмездного пользования (ссуды) объектами недвижимого имущества будет способствовать добросовестному исполнению ссудополучателями своих обязанностей, а также способствовать стабильности гражданского оборота недвижимости.
Также законопроектом предлагается предусмотреть возможность государственной регистрации обременения объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, возникшего в связи с определением порядка владения и пользования таким имуществом.
Так, положения Закона N 218-ФЗ дополняются статьей 42.1, устанавливающей особенности государственной регистрации обременения права общей долевой собственности на недвижимое имущество при определении порядка владения и пользования таким имуществом.
Также в силу части 1 статьи 33 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданин, которому завещательным отказом предоставлено право пользования жилым помещением на указанный в соответствующем завещании срок, пользуется данным жилым помещением наравне с собственником данного жилого помещения.
При последующем переходе права собственности на квартиру, входившую в состав наследства, к другому лицу право пользования жилым помещением, предоставленное по завещательному отказу, сохраняет силу (пункт 2 статьи 1137 ГК РФ; часть 1 статьи 33 ЖК РФ).
В свою очередь, пункт 3 статьи 33 ЖК РФ закрепляет, что отказополучатель по завещательному отказу вправе требовать государственной регистрации права пользования жилым помещением, возникающего из завещательного отказа. Таким образом, в настоящее время данное обременение может и не быть зарегистрировано, так как закон предоставляет право, а не устанавливает обязанность.
Вместе с тем, диспозитивность данной нормы может привести к возникновению проблем в будущем, когда новый собственник жилого помещения столкнется с таким обременением, о котором он не знал и не мог узнать, при совершении сделки.
Законопроектом также предлагается внести изменения в статью 16 Закона N 218-ФЗ, устанавливающую сроки осуществления государственной регистрации прав, в части дополнения положениями о проведении "ускоренной" государственной регистрации.
Так, проектируемой частью 1.1 статьи 16 Закона N 218-ФЗ предлагается осуществлять государственную регистрацию прав в срок не более одного рабочего дня с даты поступления в орган регистрации прав заявления и необходимых документов в случае, если на это указано в заявлении. Перечень видов регистрационных действий, государственная регистрация прав по которым осуществляются в указанный срок, будет размещаться на официальном сайте Росреестра.
"Ускоренная" государственная регистрация позволит заявителям в случае необходимости срочного совершения сделок с недвижимостью реализовать такую возможность.
Принятие законопроекта не противоречит основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или соответствие, которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.