Пояснительная записка к проекту Приказа МВД России "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 13 декабря 2021 г. N 1025"
(подготовлен МВД России 19.04.2024 г.)
Проект приказа МВД России "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 13 декабря 2021 г. N 1025"*(1) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 31 января 2024 г. N ДГ-П36-2935, во исполнение пункта 4.193 плана Министерства внутренних дел Российской Федерации по сопровождению и разработке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственных и межведомственных актов, а также участию в подготовке к подписанию международных правовых актов в 2024 году, утвержденного Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции В.А. Колокольцевым от 9 февраля 2024 г. N 1/1472, плана-графика разработки и утверждения новых индикаторов риска нарушения обязательных требований в 2024 году, утвержденного статс-секретарем - заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации И.Н. Зубовым от 6 февраля 2024 г. N 1/1273.
Необходимость разработки проекта приказа обусловлена пунктом 1 части 10 статьи 23 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"*(2) , в соответствии с которым перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам государственного контроля (надзора) утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Проектом приказа утверждаются дополнительные индикаторы риска нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения*(3), которые в соответствии со статьей 57 Федерального закона N 248-ФЗ могут быть основанием для проведения контрольных надзорных мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом - оператором технического осмотра в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения*(4).
Предлагаемые индикаторы направлены на выявление соответствия или отклонения от параметров объектов контроля, с высокой долей вероятности свидетельствующих о наличии нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности по проведению технических осмотров транспортных средств.
Кроме того, данные индикаторы также способствуют профилактике нарушений обязательных требований со стороны контролируемых лиц.
При проведении технического осмотра транспортных средств проверяются обязательные требования безопасности, предъявляемые при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий. К одним из таких требований относится тот факт, что транспортное средство должно быть оснащено тахографом или контрольным устройством (тахографом) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств (в случае если транспортное средство подлежит оснащению тахографом в соответствии с законодательством Российской Федерации).
При формировании диагностической карты, в графе "Тахограф или контрольное устройство (тахограф)" указываются марка, модель, серийный номер тахографа, расположенного в транспортном средстве на момент проведения технического осмотра, которые должны соответствовать данным, формируемым федеральным бюджетным учреждением "Агентство автомобильного транспорта"*(5) в соответствии с пунктом 6 приложения N 3 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"*(6) (за исключением тахографов, установленных на транспортных средствах, соответствующих требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки).
Выявленные несоответствия могут свидетельствовать о формальном подходе к проверке выполнения требований пункта 55 приложения N 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств*(7).
Немаловажным является вопрос, связанный с достоверностью фотографических изображений транспортных средств, передаваемых техническими экспертами в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра*(8).
В ЕАИСТО загружаются фотоизображения, на которых изображено транспортное средство "парящее в воздухе", что является следствием наложения одного фотоизображения на другое, или с отражением окружающей природы, в то время, когда оно находится в помещении пункта технического осмотра. Кроме того, имеют место случаи загрузки фотоизображений, содержащих элементы несоответствия времени года с датой проведения технического осмотра.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о рисках ненадлежащего оформления сведений и их передачи в ЕАИСТО о прохождении технического осмотра транспортного средства.
В ходе мониторинга ЕАИСТО также выявляются факты подписания диагностических карт разными техническими экспертами одного оператора технического осмотра при наличии на фотографическом изображении одного и того же человека, что может свидетельствовать о высокой степени вероятности наличия нарушений обязательных требований.
Учитывая значительный рост гибели граждан в 2023 году (+44%) в дорожно-транспортных происшествиях на железнодорожных переездах, а также поручение Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2024 г. N АБ-П50-10401 (пункт 10) и рекомендации постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2024 г. N 5906-8 ГД (подпункт 4 пункта 6) по вопросу обеспечения безопасного функционирования железнодорожного транспорта и снижения количества дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах, проектом приказа предусматривается индикатор, позволяющий с высокой долей вероятности свидетельствовать о наличии нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности по содержанию железнодорожных переездов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699*(9), к полномочиям Министерства внутренних дел Российской Федерации относится осуществление нормативно-правового регулирования вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, а также определение порядка реализации прав и обязанностей полиции.
Подпунктом 3 пункта 20 Положения установлено, что издание нормативных правовых актов в сфере внутренних дел отнесено к полномочиям Министра внутренних дел Российской Федерации.
Реализация требований проекта приказа не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений Министерства, а также дополнительного финансирования органов внутренних дел.
МВД России
-------------------------------------------
*(1) Далее - "проект приказа".
*(2) Далее - "Федеральный закон N 248-ФЗ".
*(3) Далее - "индикаторы".
*(4) Далее - "федеральный надзор".
*(5) Далее - "Росавтотранс".
*(6) В целях обеспечения использования тахографов ФБУ "Росавтотранс" должно осуществлять учет в соответствующих перечнях сведений о каждом экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков средства криптографической защиты информации тахографа, карты, а также мастерскими и владельцами транспортных средств.
*(7) Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1434. Далее - "Правила".
*(8) Далее - "ЕАИСТО".
*(9) Далее - "Положение".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.