Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (в части установления требований к летно-испытательным подразделениям организаций экспериментальной авиации)"
(подготовлен Минпромторгом России 21.04.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях наделения Минпромторга России полномочиями на издание федеральных авиационных правил, устанавливающих требования к летно-испытательным подразделениям авиационных организаций экспериментальной авиации, их формированию (созданию) и структуре, порядок деятельности (функционирования) летно-испытательных подразделений авиационных организаций экспериментальной авиации и структурных подразделений, входящих в их состав, квалификационные требования к начальнику летно-испытательного подразделения и его заместителям, порядок допуска летно-испытательного подразделения к деятельности (функционированию), а также порядок аннулирования (приостановки) действия допуска летно-испытательного подразделения к деятельности (функционированию).
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с полномочиями Минпромторга России в области экспериментальной авиации.
В настоящее время отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации летно-испытательных подразделений авиационных организаций экспериментальной авиации, воздушным законодательством Российской Федерации не урегулированы.
В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации":
"авиационная организация, включая авиационное предприятие, - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основной целью деятельности которого являются разработка, производство, испытания, эксплуатация, ремонт и (или) утилизация авиационной техники".
Законопроектом предлагается установление определения авиационной организации экспериментальной авиации с учетом видов работ, относящихся к экспериментальной авиации.
Летно-испытательное подразделение является составной частью авиационной организации экспериментальной авиации и представляет собой совокупность организационно и функционально связанных структурных единиц (подразделений), осуществляющий комплекс работ по испытаниям и эксплуатации воздушных судов.
В настоящее время в экспериментальной авиации функционирует более 50 летно-испытательных подразделений (с общей штатной численностью работников свыше 8000 человек, в том числе специалистов основного авиационного персонала свыше 4500 человек, из них около 450 человек летного состава).
Основной задачей летно-испытательного подразделения является проведение летных испытаний (исследований) экспериментальных воздушных судов с целью подтверждения заданных технических характеристик и надежности воздушного судна, его составных частей и систем.
Проведение летных испытаний (исследований) экспериментальных воздушных судов, особенно на опытных образцах, имеет ряд существенных отличий от других видов полетов, которые оказывают влияние на функционирование авиационной системы и обеспечение безопасности полетов.
Эти отличия вызваны тем, что:
такие воздушные суда, как правило, изготавливаются в ограниченном количестве или в единичных экземплярах;
практический опыт эксплуатации таких воздушных судов отсутствует;
экипаж впервые поднимает в воздух воздушное судно, основываясь лишь на теоретических расчетах его поведения в воздухе.
Программой летных испытаний и заданиями на испытательные полеты предусматривается выполнение испытательных полетов на крайних режимах (большие углы атаки, отказы двигателей) и в особых условиях (обледенение, грозовая деятельность, районы с жарким климатом), когда экипаж преднамеренно вводит воздушное судно в такие условия, в которых ранее полеты на данном воздушном судне не выполнялись.
Таким образом, испытательным полетам присущи следующие основные особенности:
высокая вероятность возникновения нештатных ситуаций (особых случаев) в полете;
невозможность в полной мере прогнозировать отказы авиационной техники из-за отсутствия статистических данных о них;
отсутствие (недостаток) практических рекомендаций по технике пилотирования на различных режимах и в различных условиях, по эксплуатации воздушного судна, силовых установок, систем и оборудования, по действиям в особых случаях в полете.
Наличие указанных особенностей при проведении летных испытаний (исследований) экспериментальных воздушных судов указывает на высокую степень сложности испытательных полетов и необходимость системного подхода к вопросам, связанным с их подготовкой и выполнением.
Порядок подготовки к полету экспериментального воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полетов в организациях экспериментальной авиации, установлены "Федеральными авиационными правилами подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов", утвержденными приказом Минпромторга России от 05.12.2018 N 4855 (далее - ФАП-4855).
В соответствии с положениями ФАП-4855 организация и проведение полетов экспериментальных воздушных судов осуществляется (обеспечивается) в летно-испытательном подразделении организации экспериментальной авиации соответствующими структурными подразделениями (летная служба, летно-экспериментальная служба, штурманская служба, инженерно-авиационная служба, поисково-спасательная служба, группа руководства полетами), а также руководителем (начальником) летно-испытательного подразделения и его заместителями (начальниками соответствующих служб).
Для соблюдения законности подготовки и выполнения полетов экспериментальных воздушных судов, а также для осуществления системного подхода к решению вопросов, связанных с их летными испытаниями (исследованиями), в организации экспериментальной авиации формируется летно-испытательное подразделение, имеющее соответствующую структуру, материально-техническую базу, укомплектованное высококвалифицированными специалистами авиационного персонала, осуществляющими деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию полетов экспериментальных воздушных судов.
В настоящее время основным документом, существующим в экспериментальной авиации и определяющим основные направления деятельности летно-испытательных подразделений организаций экспериментальной авиации, их структуру, функции и задачи, состав и функции структурных подразделений летно-испытательных подразделений авиационных организаций-разработчиков (изготовителей) воздушных судов, функциональные обязанности, права и ответственность начальника летно-испытательного подразделения является приказ Генерального директора Росавиакосмоса от 22.12.1999 N 417, которым утверждено "Типовое положение о летно-испытательном подразделении авиационной организации экспериментальной авиации (Федеральные авиационные правила)".
Указанному документу более 24 лет, его государственная регистрация, как нормативного правового акта, в Министерстве юстиции Российской Федерации не осуществлялась. При этом нормативным правовым актом, не нуждающимся в государственной регистрации, Министерством юстиции Российской Федерации указанный документ не признан и на "Официальном интернет-портале правовой информации" не размещен (не опубликован) (статьи 10, 11, 17 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации").
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации": "не применяются обязательные требования, содержащиеся в неопубликованных в установленном порядке нормативных правовых актов".
Проектом федерального закона предлагается установить требования к летно-испытательным подразделениям авиационных организаций экспериментальной авиации, их формированию (созданию) и структуре, порядок деятельности (функционирования) летно-испытательных подразделений авиационных организаций экспериментальной авиации и структурных подразделений, входящих в их состав, квалификационные требования к начальнику летно-испытательного подразделения и его заместителям, порядок допуска летно-испытательного подразделения к деятельности (функционированию), а также порядок аннулирования (приостановки) действия допуска летно-испытательного подразделения к деятельности (функционированию).
Реализация законопроекта позволит урегулировать отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации летно-испытательных подразделений авиационных организаций экспериментальной авиации и обеспечить законность подготовки и выполнения полетов экспериментальных воздушных судов.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие законопроекта не предполагает увеличения численности федеральных органов исполнительной власти, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.