Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в статью 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Минцифры России 27.04.2024 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" а также в статью 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Законопроект) разработан Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при участии Счетной палаты Российской Федерации в целях обеспечения выполнения пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N Пр-960, на основании анализа правоприменительной практики указанного Министерства, полученных им результатов проведенной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 3277-р, принятым во исполнение пункта 3 указанного поручения Президента Российской Федерации, инвентаризации IT-ресурсов, созданных или приобретенных для реализации своих полномочий федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами, в том числе созданных и приобретенных в целях обеспечения реализации указанных полномочий находящимися в их ведении подведомственными учреждениями и предприятиями, а также результатов экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации в сфере создания государственных информационных систем, их правового регулирования с учетом необходимости интенсификации и повышения эффективности цифровой трансформации государственного управления.
Законопроектом предлагаются дополнительные меры нормативно-правового характера, направленные на обеспечение эффективности создания и последующего учета государственных информационных систем, принимая во внимание современные аспекты их создания и развития, в том числе в составе цифровых платформ и экосистем.
В указанных целях система мер, предлагаемая Законопроектом,направлена на:
- уточнение понятия "информационная система" с учетом современных аспектов их создания и функционирования, предусматривающие использование в качестве их компонентов в том числе программ для электронных вычислительных машин, а также технических средств и оборудования, представленных в виде электронных сервисов, облачных услуг по предоставлению вычислительных ресурсов и облачных услуг по предоставлению программного обеспечения;
- расширение понятийного аппарата, в том числе введение в правое поле таких используемых на практике понятий как "электронный сервис", "облачные услуги по предоставлению вычислительных ресурсов", "облачные услуги по предоставлению программного обеспечения", а также "цифровая платформа", "государственная цифровая платформа";
- обеспечение возможности привлечения государственными органами для реализации мероприятий по информатизации, в том числе для создания и развития государственных информационных систем, подведомственных указанным государственным органам государственных бюджетных или автономных учреждений;
- конкретизацию критериев отнесения информационных систем к государственным информационным системам, в том числе:
определение закрытого перечня видов нормативных правовых актов, являющихся основанием для создания государственных информационных систем;
установление целей создания государственных информационных систем;
законодательное закрепление видов государственных информационных систем (федеральные государственные информационные системы и региональные государственные информационные системы);
- наделение Правительства Российской Федерации полномочием по определению общих требований к разработке нормативных правовых актов, являющихся основанием создания (развития) государственных информационных систем, государственных цифровых платформ, а также нормативных правовых актов, регламентирующих их функционирование;
- распространение требований положений части 2.1. статьи 13 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" о размещении на территории Российской Федерации технических средств используемых информационных систем на органы управления государственными внебюджетными фондами, а также публично-правовые компании, государственные корпорации (компании) в части технических средств, используемых для обеспечения функционирования или входящих в состав государственных информационных систем, в отношении которых указанные компании (корпорации) являются уполномоченными на осуществление мероприятий по созданию, развитию, эксплуатации таких государственных информационных систем;
- уточнение положений части 4 статьи 13 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" о распространении на муниципальные информационные системы установленных указанным Федеральным законом к государственным информационным системам,в том числе требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона;
- законодательное закрепление возможности государственными органами и органами местного самоуправления создавать и эксплуатировать для обеспечения реализации установленных нормативными правовыми актами их полномочий на основании принятых в указанных целях правовых актов, информационные системы, не являющихся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами - ведомственные информационные системы;
- установление правового регулирования использования для обеспечения функционирования государственной информационной системы электронных сервисов, реализующих информационные технологии, предоставляемых иными информационными системами, в том числе не являющимися государственными информационными системами;
В целях обеспечения гармонизации правовых норм в отношении государственных информационных систем Законопроектом также предлагается установить, что:
государственные информационные системы, создание которых было начато до вступления в силу Законопроекта, на основании правовых актов государственных органов о создании государственной информационной системы являются, для целей Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в редакции изменений, внесенных Законопроектом, не являются государственными информационными системами;
новые положения, касающиеся регулирования использования государственными информационными системами электронных сервисов, реализующих информационные технологии, предоставляемых иными информационными системами, а также предоставления для использования физическими и юридическими лицами являющихся компонентами государственных информационных систем электронных сервисов применяются также в отношении государственных информационных систем, созданных до вступления в силу Законопроекта.
Также Законопроектом дополнительно вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, в целом принятие Законопроекта позволит создать условия и будет являться одним из ключевых факторов достижения национальной цели ускоренного внедрения цифровых технологий.
Реализация положений, предусмотренных Законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не окажет влияния на доходы, не установит расходных обязательств и не потребует осуществления дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В Законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект окажет положительное влияние на эффективность реализации и качество получаемых результатов государственных программ, которыми предусмотрены мероприятия в сфере информационно-коммуникационных технологий и цифровизации государственного (муниципального) управления.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.