Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 35 Федерального закона "Об аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей"
(подготовлен МЧС России 03.05.2024 г.)
В 2021 и 2022 годах в законодательство Российской Федерации внесены изменения (приняты федеральные законы от 21 июля 2021 г. N 256-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и от 29 декабря 2022 г. N 606 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), устанавливающие понятия оправданного риска и крайней необходимости, действуя в условиях которых, спасатель (пожарный) может быть освобожден от ответственности за причинение материального ущерба или вреда здоровью спасаемых людей.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 35 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - законопроект) разработан в целях повышения защищенности спасателей и руководителей аварийно-спасательных служб (формирований), руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении аварийно-спасательных работ, пожарных и руководителей тушения пожаров, исключения правовой неопределенности применения понятия оправданного риска и крайней необходимости при проведении аварийно-спасательных работ, тушении пожаров.
Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие создание в территориальных органах МЧС России экспертных комиссий в целях оценки наличия обстоятельств оправданного риска и крайней необходимости в действия спасателя (пожарного) и их руководителей.
Создание комиссии предлагается осуществлять в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания экспертной комиссии планируется к утверждению приказом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и будет содержать в себе: общие положения, функции комиссии, основания создания, регламент деятельности комиссии, критерии принятия решений о наличии обстоятельств оправданного риска и крайней необходимости в действиях спасателя (пожарного) и их руководителей.
В состав экспертной комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти (Минтруд России, Минюст России, Минздрав России (СК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации - по согласованию), в составе не менее 9 членов этой комиссии, чья деятельность осуществляется на безвозмездной основе.
Итоговое решение по вопросам с целями которых собирается экспертная комиссия, будут приниматься большинством голосов.
Состав и порядок деятельности экспертной комиссии утверждаются приказом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанную экспертную комиссию возглавляет представитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Экспертная комиссия будет рассматривать вопросы в случаях причинения материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, личному составу, их гибелью и в иных случаях, установленных Порядком создания и деятельности экспертной комиссии.
К работе экспертной комиссии в обязательном порядке будут привлекаться представители территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, профильных научных учреждений и экспертных организаций в сфере пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В последующем материалы заседания экспертной комиссии могут быть приобщены к материалам дела в соответствии со статьей 84 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве иных доказательств, как документы, имеющие сведения, позволяющие установить наличие обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, что будет способствовать объективному рассмотрению дел судом.
Вносимые законопроектом изменения позволят исключить правовую неопределенность применения обстоятельств оправданного риска и крайней необходимости, установить механизм оценки действий сотрудников МЧС России.
Предусмотренные законопроектом изменения не повлекут за собой признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов, а также нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Положения законопроекта не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Осуществление мероприятий по реализации указанного федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В законопроекте не содержится обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, не находится.
Срок вступления Федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 35 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в силу устанавливается по истечение 90 дней со дня официального опубликования, в связи с необходимостью издания приказа МЧС России о порядке создания и деятельности экспертных комиссий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.