Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 34.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 15.05.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 34.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 27 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 г. N 3899-р, и предусматривает внесение следующих изменений в Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ).
1. Законопроектом предусматривается продление реализации Федерального закона N 189-ФЗ с 1 января 2025 г. на всей территории Российской Федерации. При этом устанавливается, что организация оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом N 189-ФЗ на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляется в случае утверждения соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования перечней государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в отношении которых формируется государственный (муниципальный) социальный заказ.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, местная администрация муниципального образования в соответствии с положениями законопроекта самостоятельно устанавливают применение или неприменение Федерального закона N 189-ФЗ при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. В случае принятия решения о применении Федерального закона N 189-ФЗ при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на территории публично-правового образования также определяется объем государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, включаемых в государственный (муниципальный) социальный заказ.
2. Отрасли социальной сферы, в который применяется Федеральный закон N 189-ФЗ определены частью 1 статьи 1 Федерального закона N 189-ФЗ, к ним относятся образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм.
В течение 2020 - 2024 гг. Федеральный закон N 189-ФЗ применялся в ограниченном формате при формировании государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - государственный (муниципальный) социальный заказ) годы по направлениям деятельности, определенным частями 2 и 21 статьи 28 Федерального закона N 189-ФЗ.
Применение Федерального закона N 189-ФЗ по всем установленным направлениям деятельности являлось обязательным требованием к органам власти субъектов Российской Федерации, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень. В ходе апробации в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях) решение о применении конкурентных способов отбора исполнителей услуг принималось по отдельным направлениям деятельности.
В этой связи в целях обеспечения реализации Федерального закона N 189-ФЗ с 2025 г. на постоянной основе законопроектом предусматривается право высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, местных администраций муниципальных образований определять отрасли, в которых будет применяться Федеральный закон N 189-ФЗ, а уполномоченный орган в пределах утвержденной отрасли социальной сферы в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" определяет отдельные государственных (муниципальные) услуги в социальной сфере из установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы, которые будут включены в государственный (муниципальный) социальный заказ (если такие государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере не определены высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования).
Допускается установление отраслевым федеральным законом обязательности формирования государственного (муниципального) социального заказа при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. В случае введения такой обязанности, соответствующая отрасль социальной сферы должна быть включена в утверждаемый высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации (местными администрациями муниципальных образований) перечень государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в отношении которых формируется государственный (муниципальный) социальный заказ.
Кроме того, в период апробации по отраслям социальной сферы сложились различные подходы к использованию конкурентных способов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Например, по таким направлениям как реализация дополнительных образовательных программ детей и социальное обслуживание в целях отбора исполнителей услуг используется исключительно социальный сертификат, обеспечивающий персонификацию потребителей услуг. В то же время при реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в целях отбора исполнителей услуг применяется конкурс, предусмотренный 2 части 2 статьи 9 Федерального закона N 189-ФЗ.
В этой связи устанавливается, что отраслевыми федеральными законами может быть предусмотрен способ (способы) определения исполнителей услуг в отраслях социальной сферы.
3. В период реализации Федерального закона N 189-ФЗ в течение 2020 - 2024 гг. высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации (местными администрациями муниципальных образований) утверждались значения показателей эффективности организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом N 189-ФЗ, а также планы апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Практика применения указанного подхода доказала его эффективность в части организации планирования деятельности органов государственной (органов местного самоуправления) при организации оказания государственных (муниципальных) в отраслях социальной сферы. В этой связи законопроектом предусматривается, что порядки формирования государственных (муниципальных) муниципальных социальных заказов должны содержать значения показателей эффективности организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, по которым исполнителей планируется определять по результатам отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - исполнитель услуг), и план их достижения.
На период апробации Федерального закона N 189-ФЗ с 2020 по 2024 гг. положения о необходимости утверждения значений показателей эффективности организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом N 189-ФЗ определялись постановлением Правительства Российской Федерации, а рекомендуемые образцов таких показателей эффективности и типовая форма плана апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере устанавливались приказом Минфина России.
4. Законопроектом предусматривается установление применения на постоянной основе норм Федерального закона N 189-ФЗ, которые ранее носили временный характер в связи с ограниченным сроком реализации Федерального закона N 189-ФЗ, среди них:
право Правительства Российской Федерации на определение особенностей формирования реестра потребителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (далее - реестр получателей социального сертификата) при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (за исключением государственных (муниципальных) услуг в сфере социального обслуживания) - использование в качестве реестра получателей социального сертификата форм структурированной информации о физических лицах, которым предоставляются права на получение соответствующих государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предусмотренные законодательством Российской Федерации, определяющим порядок оказания таких государственных (муниципальных) услуг;
использование при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере социального обслуживания в качестве реестра исполнителей услуг по социальному сертификату, предусмотренного частью 16 настоящей статьи, реестра поставщиков социальных услуг, сформированного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и удовлетворяющего требованиям Федерального закона N 189-ФЗ.
Дополнительно признаются утратившими силу нормы главы 4 Федерального закона N 189-ФЗ, действовавшие в ходе его апробации в течение 2020 - 2024 гг. и не требующие дальнейшего продления при реализации Федерального закона N 189-ФЗ на постоянной основе.
5. Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 341 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", устанавливающих возможность определения исполнителей государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, с применением способов определения исполнителей услуг, предусмотренных частью 3 статьи 7 Федерального закона N 189-ФЗ.
Частью 1 статьи 341 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливается, что спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться на основании государственного (муниципального) задания за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договора об оказании платных образовательных услуг или в рамках трудовой деятельности в соответствии с трудовым законодательством.
При этом в период с 1 января 2023 г. по 1 января 2025 г. действуют переходные нормы, предусмотренные частью 7 статьи 28 Федерального закона N 189-ФЗ и частью 12 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Указанные нормы предусматривали возможность организации спортивной подготовки на основании государственного (муниципального) социального заказа, в том числе с применением конкурентных способов отбора исполнителей услуг, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона N 189-ФЗ.
С целью сохранения возможности организации спортивной подготовки на основании государственного (муниципального) социального заказа после 1 января 2025 г. вводится постоянная норма в статью 341 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", допускающая такой способ организации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации "Развитие здравоохранения", "Развитие физической культуры и спорта", "Развитие образования", "Социальная поддержка граждан".
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.