Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 2 июля 2021 года N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники"
(подготовлен Минтрансом России 06.06.2024 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 2 июля 2021 года N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" разработан в соответствии подпунктом 21 пункта 1 Перечня поручений по итогам рабочей поездки Президента Российской Федерации в Чукотский автономный округ и Хабаровский край 10-11 января 2024 г. (Пр-293 от 19.02.2024), в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией специальной аэропортовой техники, предназначенной для обслуживания воздушных судов и эксплуатационного содержания аэродромов и необходимостью выезда данной техники за пределы территории аэродрома (аэропорта) на дороги общего пользования.
Cрок вступления в силу настоящего федерального закона по истечении десяти дней после официального опубликования.
2. Информация об анализе правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
С целью снижения контрольной (надзорной) и налоговой нагрузки на операторов аэродромов специальная аэропортовая техника, предназначенная для обслуживания воздушных судов и эксплуатационного содержания аэродромов (далее - специальная аэропортовая техника), была исключена из области регулирования Федерального закона от 2 июля 2021 года N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" (далее - ФЗ N 297). Данная техника не является самоходной машиной (другим видом техники) и положения о государственной регистрации самоходных машин и других видов техники на такую технику не распространяются.
Вместе с тем, эксплуатация специальной аэропортовой техники ряда операторов аэродромов связана с необходимостью выезда такой техники на дороги общего пользования и перемещения по ним, для чего требуется государственная регистрация, с присвоением специальной аэропортовой технике государственных регистрационных номеров. Указанное обстоятельство коррелирует с положениями
Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в соответствии с которой транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен, и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, с целью исключения обязательности государственной регистрации для всех субъектов регулирования проекта федерального закона, неизбежно повлекущей рост контрольной (надзорной) и налоговой нагрузки и обеспечения возможности регистрации для тех случаев, когда это требуется (выезд на дороги общего пользования) и, с учетом мнения отраслевого сообщества, конструкция регулирования предполагает возможность регистрации и увязывает возможность такой регистрации с зоной эксплуатации (в зоне транспортной безопасности аэропорта и за пределами зоны транспортной безопасности аэропорта).
Указанный подход согласуется с подходами, сформированными в судебной практике (например, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.04.2023 по делу А45-3492/2023, прилагается).
Кроме того, судом отмечено, что оператор аэродрома вправе самостоятельно определить условия эксплуатации специальной аэропортовой техники. При этом, если самоходная техника эксплуатируется за пределами аэропорта на дорогах общего пользования, то она подлежит государственной регистрации.
В части исключения налоговой нагрузки и исчисления транспортного налога в связи с предполагаемым регулированием наличествует разъяснения в отношении схожей группы правоотношений и концепции регулирования (письмо ФНС России от 16.01.2023 N БС-4-21/282@, письмо Минфина России от 16.01.2023 N 03-05-04-04/1954, прилагаются), а также судебная практика (например, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2020 по делу А32-52525/19, прилагается).
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В целях сохранения стабильности регулирования и исключения последствий для операторов аэродромов в виде увеличения контрольной (надзорной) и налоговой нагрузки (поскольку те операторы аэродромов, которые не ставили на учет специальную аэропортовую технику, либо сняли ее, будут вынуждены поставить ее на учет) проектом федерального закона предлагается закрепить возможность регистрации специальной аэропортовой техники, осуществляющей движение по дорогам общего пользования и увязывать возможность регистрации с зоной эксплуатации специальной аэропортовой техники (в зоне транспортной безопасности аэропорта и за пределами зоны транспортной безопасности аэропорта).
4 Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта федерального закона не потребует выделения финансовых ассигнований из федерального бюджета.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта федерального закона не влечет за собой:
- изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
- сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
6. Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере, реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Реализация проекта федерального закона не влечет негативных социально-экономических, финансовых и иных прогнозируемых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация проекта федерального закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
7. Описание и оценка замечаний и предложений по проекту акта
Проект федерального закона подлежит согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральным агентством воздушного транспорта, Федеральной службой безопасности, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной таможенной службой России, Федеральной налоговой службой России.
8. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона содержатся обязательные требования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.