Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России от 20.05.2024)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 2003, N 2, ст. 159; 2006, N 31, ст. 3420; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 21, ст. 2524; N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2321; 2012, N 47, ст. 6398; N 53, ст. 7628; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4036; N 52, ст. 6955; 2014, N 16, ст. 1828; N 19, ст. 2311; 2015, N 1, ст. 75; N 48, ст. 6709; 2016, N 28, ст. 4558; 2017, N 24, ст. 3480; N 27, ст. 3928; N 50, ст. 7564; 2018, N 30, ст. 4537; 2019, N 25, ст. 3164; 2020, N 9, ст. 1122; N 15, ст. 2242; N 31, ст. 5064; 2021, N 22, ст. 3680; N 27, ст. 5098; 2022, N 29, ст. 5238, 5324; N 50, ст. 8795) следующие изменения:
1) в подпункте 1 части первой статьи 25:
а) дополнить новыми абзацами шестнадцатым, семнадцатым и восемнадцатым следующего содержания:
"з) резидентов особых экономических зон или территорий опережающего развития (за исключением территорий опережающего развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации) в случае приглашения ими в Российскую Федерацию иностранных граждан, заключивших с данными резидентами трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в интересах такого резидента особой экономической зоны или территории опережающего развития, реализующего инвестиционный проект, предусматривающий осуществление капитальных вложений в объеме не менее пятидесяти миллионов рублей;
и) управляющей компании особой экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" или исполнительным органом субъекта Российской Федерации на территории которого расположена особая экономическая зона или территория опережающего развития (за исключением территорий опережающего развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации), в случае приглашения ими иностранного гражданина в целях проведения переговоров с управляющей компанией особой экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена особая экономическая зона или территория опережающего развития (за исключением территорий опережающего развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации) о заключении соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, деятельности в портовых особых экономических зонах или деятельности на территории опережающего развития соответственно (далее - соглашение об осуществлении деятельности) в целях реализации инвестиционных проектов, предусматривающих осуществление капитальных вложений в объеме не менее пятидесяти миллионов рублей, либо являющегося бенефициаром российского юридического лица, зарегистрированного в качестве такого резидента особой экономической зоны или территории опережающего развития;
к) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в случае приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан, планирующих реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих осуществление капитальных вложений в объеме не менее пятидесяти миллионов рублей, а также членов из семей.";
б) абзац шестнадцатый считать абзацем девятнадцатым;
2) статью 25.6 изложить в следующей редакции:
"Статья 25.6. В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Обыкновенная частная виза выдается на срок до трех месяцев либо на основе принципа взаимности на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, или юридического лица, на основании решения руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принятого в исключительных случаях по его заявлению в письменной форме, либо на основании решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о выдаче иностранному гражданину визы, принятого по ходатайству дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации, международной организации или ее представительства в Российской Федерации либо представительства иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации.
Обыкновенная частная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, являющемуся близким родственником гражданина Российской Федерации, на основании указанного в подпункте 4 части первой статьи 25 настоящего Федерального закона решения руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче визы иностранному гражданину, с разрешенным сроком пребывания указанного иностранного гражданина в Российской Федерации в течение всего срока действия визы.
Обыкновенная частная виза выдается на срок до трех месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях экстренного лечения либо в связи с тяжелой болезнью или смертью близкого родственника на основании указанного в подпункте 2 части первой статьи 25 настоящего Федерального закона решения, принятого федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо представительством федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящимся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Обыкновенная деловая виза выдается на срок до тридцати суток иностранному гражданину, указанному в подпункте 8.2 пункта 4 статьи 13 либо пункте 23 статьи 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года либо на основе принципа взаимности на срок до пяти лет иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок (с правом осуществления научно-исследовательской и (или) преподавательской деятельности в случае, предусмотренном подпунктом 8.1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Обыкновенная деловая виза выдается на срок до пяти лет иностранному гражданину, являющемуся представителем либо работником компании, указанной в подпункте 8 части первой статьи 25 настоящего Федерального закона.
Обыкновенная деловая многократная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях проведения переговоров о заключении с резидентом территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или с резидентом свободного порта Владивосток инвестиционного соглашения о реализации инвестиционного проекта на территории Дальневосточного федерального округа и являющемуся представителем или работником иностранной компании, планирующей заключить такое инвестиционное соглашение. Срок рассмотрения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации вопроса о выдаче обыкновенной деловой многократной визы указанному иностранному гражданину составляет не более пяти дней.
Обыкновенная деловая многократная виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию и являющемуся представителем или работником иностранной компании, заключившей с резидентом территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или с резидентом свободного порта Владивосток инвестиционное соглашение о реализации инвестиционного проекта на территории Дальневосточного федерального округа, а также членам его семьи на срок действия такого инвестиционного соглашения, но не более чем на три года. Срок рассмотрения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации вопроса о выдаче обыкновенной деловой многократной визы указанным иностранным гражданам составляет не более пяти дней.
Обыкновенная деловая многократная виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию по приглашению, оформленному по ходатайству высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, на срок не более чем на три года.
Срок рассмотрения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации вопроса о выдаче обыкновенной деловой многократной визы указанным иностранным гражданам составляет не более пяти дней.
Обыкновенная деловая многократная виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию, являющегося бенефициаром российского юридического лица, зарегистрированного в качестве такого резидента особой экономической зоны или территории опережающего развития (за исключением территорий опережающего развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации) на срок действия соглашения об осуществлении деятельности, но не более чем на три года. Срок рассмотрения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации вопроса о выдаче обыкновенной деловой многократной визы указанным иностранным гражданам составляет не более пяти дней.
Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях прохождения лечения, и сопровождающему его лицу на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по ходатайству медицинской организации.
Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию, для проведения переговоров делового или коммерческого характера в целях обсуждения перспектив реализации на территории особых экономических зон или территорий опережающего развития (за исключением территорий опережающего развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации) инвестиционных проектов, предусматривающих осуществление капитальных вложений в объеме не менее пятидесяти миллионов рублей. Срок рассмотрения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации вопроса о выдаче обыкновенной деловой многократной визы указанным иностранным гражданам составляет не более пяти дней.
Обыкновенная туристическая виза выдается на срок до шести месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, на основании подтверждения о приеме организацией, сведения о которой содержатся в едином федеральном реестре туроператоров. Обыкновенная туристическая виза выдается на срок до шести месяцев на основании подтверждения о бронировании места в гостинице или ином средстве размещения, сведения о которых содержатся в едином перечне классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, гражданам иностранных государств, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Обыкновенная туристическая групповая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста в составе организованной туристической группы (не менее пяти человек), при наличии у него подтверждения о приеме организацией, сведения о которой содержатся в едином федеральном реестре туроператоров.
Обыкновенная учебная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательной организации или научной организации. Пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы не препятствует его обучению в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на территории Российской Федерации без изменения цели въезда.
Обыкновенная учебная виза членам семьи (супруге (супругу), несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) иностранного гражданина, въезжающего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в государственную образовательную организацию или государственную научную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) либо в образовательную или научную организацию, включенную в установленный Правительством Российской Федерации перечень, выдается на срок действия визы, выданной указанному иностранному гражданину, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству этих организаций, с последующим продлением срока действия такой визы на срок продления визы, выданной указанному иностранному гражданину.
Обыкновенная учебная виза членам семьи (супруге (супругу), несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) иностранного гражданина, въезжающего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования в системе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами соответственно обороны, внутренних дел, безопасности, государственной охраны, таможенного дела, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, деятельности войск национальной гвардии, выдается на срок действия визы, выданной данному иностранному гражданину, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству соответствующего федерального органа исполнительной власти, с последующим продлением срока действия визы на срок продления визы, выданной данному иностранному гражданину.
Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год. Иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" или осуществляющему такую деятельность, обыкновенная рабочая виза оформляется как многократная и выдается на срок действия соответственно заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года со дня въезда этого иностранного гражданина в Российскую Федерацию с последующим продлением срока действия указанной визы на срок действия соответственно заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления. Иностранным гражданам - членам семьи иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", обыкновенные рабочие визы оформляются как многократные и выдаются на срок действия визы, выданной указанному иностранному гражданину, с правом осуществления в установленном федеральным законом порядке трудовой деятельности, обучения, а также иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, с последующим продлением срока действия таких виз в случае продления срока действия визы указанному иностранному гражданину. В случае пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы допускается обучение данного иностранного гражданина в образовательной организации на территории Российской Федерации без оформления в установленном порядке изменения цели въезда данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
Обыкновенная рабочая виза членам семьи (супруге (супругу), несовершеннолетним детям, нетрудоспособным совершеннолетним детям) иностранного гражданина, въезжающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, выдается на срок действия визы, выданной указанному иностранному гражданину, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг), с последующим продлением срока действия такой визы на срок продления визы, выданной указанному иностранному гражданину.
Обыкновенная рабочая многократная виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию и заключившему с резидентом территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или с резидентом свободного порта Владивосток трудовой договор, связанный с реализацией инвестиционного проекта, а также членам его семьи на срок действия заключенного трудового договора, но не более чем на три года со дня въезда указанного иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Срок рассмотрения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации вопроса о выдаче обыкновенной деловой многократной визы указанным иностранным гражданам составляет не более пяти дней.
Обыкновенная рабочая многократная виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию и заключившему с резидентом особой эконмической зоны или территории опережающего развития (за исключением территорий опережающего развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в интересах такого резидента особой экономической зоны или территории опережающего развития, реализующего инвестиционный проект, предусматривающий осуществление капитальных вложений в объеме не менее пятидесяти миллионов рублей, а также членам его семьи на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года. Срок рассмотрения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации вопроса о выдаче обыкновенной деловой многократной визы указанным иностранным гражданам составляет не более пяти дней.
Обыкновенная гуманитарная виза выдается на срок до одного года либо на основе принципа взаимности на срок до пяти лет иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, или культурных, или общественно-политических, или спортивных, или религиозных связей и контактов (за исключением осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с религиозными организациями), либо паломничества, либо благотворительной деятельности, либо доставки гуманитарной помощи (с правом осуществления педагогической деятельности в случае, предусмотренном подпунктом 8.1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища выдается иностранному гражданину на срок до трех месяцев при наличии решения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о признании данного иностранного гражданина беженцем на территории Российской Федерации.
Обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства на срок до четырех месяцев при наличии решения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о выдаче этим иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 46, ст. 4437; 2006, N 30, ст. 3286; 2010, N 21, ст. 2524, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7043, 7061; 2012, N 53, ст. 7640, 7645; 2013, N 19, ст. 2309; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4036, 4057, 4081; N 52, ст. 6951, 6954; N 53, ст. 7645; 2014, N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3372; N 48, ст. 6638, 6659; 2015, N 1, ст. 61; N 10, ст. 1426; N 27, ст. 3951, 3990, 3993; 2016, N 1, ст. 86; 2017, N 31, ст. 4765; 2018, N 30, ст. 4551; N 53, ст. 8454; 2019, N 31, ст. 4416; 2020, N 15, ст. 2242; 2021, N 1, ст. 56; N 9, ст. 1469, 1475; N 27, ст. 5102, 5179; 2022, N 29, ст. 5204, 5238, 5324; 2023, N 29, ст. 5334) следующие изменения:
1) статью 5 дополнить пунктами 8.1-8.3 следующего содержания:
"8.1. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина и членов его семьи, приглашенных в Российскую Федерацию в случае заключения таким иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в интересах резидента особой экономической зоны или территории опережающего развития (за исключением территорий опережающего развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации), реализующего инвестиционный проект, предусматривающий осуществление капитальных вложений в объеме не менее пятидесяти миллионов рублей, сокращается в случае завершения либо прекращения (расторжения) указанного трудового договора, если отсутствуют иные основания временного пребывания иностранного гражданина и членов его семьи в Российской Федерации.
Членами семьи иностранного гражданина, заключившего трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в интересах резидента особой экономической зоны или территории опережающего развития (за исключением расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), родители (усыновители).
8.2 Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, въезжающего в Российскую Федерацию, в целях проведения переговоров с управляющей компанией особой экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена особая экономическая зона или территория опережающего развития (за исключением территорий опережающего развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации) о заключении соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, деятельности в портовых особых экономических зонах или деятельности на территории опережающего развития соответственно (далее - соглашение об осуществлении деятельности) в целях реализации инвестиционных проектов, предусматривающих осуществление капитальных вложений в объеме не менее пятидесяти миллионов рублей, либо являющегося бенефициаром российского юридического лица, зарегистрированного в качестве такого резидента особой экономической зоны или территории опережающего развития, сокращается в случае завершения переговоров либо расторжения указанным резидентом особой экономической зоны или территории опережающего развития соглашения об осуществлении деятельности.
8.3. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина и членов его семьи, приглашенных в Российскую Федерацию на основании ходатайства высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в связи с реализацией инвестиционного проекта, предусматривающего осуществление капитальных вложений в объеме не менее пятидесяти миллионов рублей, сокращается в случае фактического подтверждения по истечении двенадцати месяцев с момента предоставления обыкновенной деловой многократной визы капитальных вложений менее 25% от заявленного объема капитальных вложений.
Решение о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина и членов его семьи принимается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами на основании ходатайства органа государственной власти субъекта Российской Федерации.";
7) пункт 7 статьи 16 изложить в следующей редакции:
"7. Резиденты территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или резиденты свободного порта Владивосток, заключившие с иностранной компанией инвестиционное соглашение о реализации инвестиционного проекта на территории Дальневосточного федерального округа, обязаны подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого реализуется указанное инвестиционное соглашение, уведомление о завершении или прекращении (расторжении) указанного инвестиционного соглашения в течение трех рабочих дней с даты завершения или прекращения (расторжения) указанного инвестиционного соглашения.
Управляющая компания особой экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", или исполнительный орган субъекта Российской Федерации на территории которого расположена особая экономическая зона или территория опережающего развития (за исключением территорий опережающего развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации), в случае приглашения ими иностранного гражданина, в целях проведения переговоров с управляющей компанией особой экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена особая экономическая зона или территория опережающего развития (за исключением территорий опережающего развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации) о заключении соглашения об осуществлении деятельности в целях реализации инвестиционных проектов, предусматривающих осуществление капитальных вложений в объеме не менее пятидесяти миллионов рублей, либо являющегося бенефициаром российского юридического лица, зарегистрированного в качестве такого резидента особой экономической зоны или территории опережающего развития, обязаны подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации на территории которого планируется реализовывать инвестиционный проект, уведомление о завершении переговоров либо расторжении указанным резидентом особой экономической зоны или территории опережающего развития соглашения об осуществлении деятельности в течение трех рабочих дней с даты завершения переговоров или расторжения указанного соглашения.
Форма и порядок подачи указанного в настоящем пункте уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.".
Статья 3
Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 49, ст. 7043; 2015, N 29, ст. 4339; 2023, N 32, ст. 6180) дополнить пунктом 11.4 следующего содержания:
"11.4) определяет в установленном Правительством Российской Федерации порядке долю иностранных работников, привлекаемых резидентами особых экономических зон".
Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Президент Российской Федерации |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 июня 2023 г. N Пр-1293 (абзац четвертый подпункта "в" пункта 1) по итогам встречи с членами общества с ограниченной ответственностью "Деловая Россия" 26 мая 2023 года.
Создание дополнительных благоприятных условий инвестирования обуславливает необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации в части привлечения в страну иностранных инвесторов и предпринимателей.
В условиях усиления конкурентной борьбы с развитыми зарубежными странами за инвесторов, предпринимателей, специалистов высокой квалификации, способствующих ускоренному технологическому обновлению и развитию российской экономики, созданию высокопроизводительных рабочих мест с достойной заработной платой, необходимо создание максимально благоприятных условий для привлечения таких иностранных граждан.
В этой связи разработан проект федерального закона, направленный на совершенствование законодательства, регулирующего вопросы получения иностранными гражданами и членами их семьи деловой многократной визы для въезда на территорию Российской Федерации.
Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотрен механизм оформления обыкновенной деловой многократной визы иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию и являющемуся представителем или работником иностранной компании, заключившей с резидентом территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или с резидентом свободного порта Владивосток инвестиционное соглашение о реализации инвестиционного проекта на территории Дальневосточного федерального округа, а также членам его семьи на срок действия такого инвестиционного соглашения, но не более чем на три года.
Законопроектом предлагается распространить аналогичный механизм на иностранных работников и инвесторов, заинтересованных в сотрудничестве с резидентами особых экономических зон (далее - ОЭЗ) и резидентами территорий опережающего развития (далее - ТОР), расположенных за пределами Дальневосточного федерального округа, в целях реализации инвестиционных проектов на сумму не менее 50 млн. рублей за весь период капиталовложений.
ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе: минимальные административные барьеры; налоговые льготы и таможенные преференции; сниженные цены на аренду и выкуп земли; помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.
ОЭЗ создаются на 49 лет для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.
В настоящее время в 45 регионах функционирует 53 ОЭЗ 4-х типов (33 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных, 2 портовые ОЭЗ), в которых зарегистрировано 1 172 резидента и создано свыше 68 тыс. рабочих мест, осуществлено более 1,2 трлн рублей инвестиций.
Из действующих резидентов ОЭЗ 123 являются компаниями с участием иностранного капитала из 42 стран, в частности:
77 компаний с иностранным капиталом в ОЭЗ промышленно-производственного типа, которыми создано 9 351 рабочих мест, осуществлено 218,83 млрд рублей инвестиций;
38 компаний с иностранным капиталом в ОЭЗ технико-внедренческого типа, которыми создано 2 794 рабочих места, осуществлено более 41,16 млрд рублей инвестиций;
7 компаний с иностранным капиталом в портовых ОЭЗ, которыми создано 64 рабочих места, осуществлено более 199,43 млн рублей инвестиций;
1 компания с иностранным капиталом в ОЭЗ туристско-рекреационного типа, которой создано 8 рабочих мест, осуществлено 175,79 млн рублей инвестиций.
ТОР - часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
По состоянию на конец 2023 года в Российской Федерации функционирует 92 ТОР (за исключением Дальневосточного федерального округа), в том числе: 89 ТОР - в моногородах (5 одновременно являются ЗАТО), 3 ТОР - в ЗАТО атомной отрасли.
За весь период функционирования ТОР (с 2016 г.) по состоянию на конец 2023 года зарегистрировано более 1 200 резидентов, создано 111 тыс. новых постоянных рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, и осуществлено более 333 млрд рублей внебюджетных инвестиций.
Таким образом, предлагаемый подход, предусматривающий выдачу многократной деловой визы иностранным гражданам, заключившим инвестиционные соглашения с резидентами ТОР и ОЭЗ, исключает риски заключения таких соглашений с организациями, фактически не намеревающимися осуществлять деятельность по их реализации ("фирмами-однодневками").
Кроме этого в рамках законопроекта предлагается наделение Минэкономразвития России полномочием по определению доли иностранных работников, привлекаемых резидентами ОЭЗ.
В рамках предлагаемого механизма ходатайство о выдаче многократной деловой визы иностранным гражданам будет осуществляться напрямую резидентами ТОР или ОЭЗ, с которыми будут заключены инвестиционные соглашения, в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, что существенно снизит количество бюрократических процедур, необходимых для ее получения. Аналогичная процедура ходатайства уже отработана резидентами территорий опережающего развития Дальневосточного федерального округа и резидентами свободного порта Владивосток.
Общая оценочная потребность в иностранной рабочей силе у участников (резидентов) преференциальных режимов, исходя из предварительных параметров предполагаемых к реализации на указанных территориях инвестиционных проектов, составит 10,6 тыс. человек в 2025 г. и 18,6 тыс. человек ежегодно, начиная с 2026 г.;
Привлечение указанного количества иностранных специалистов сможет быть реализовано:
при условии внесения соответствующих изменений в законодательство, предусматривающих упрощенный порядок определения предельной численности привлекаемой на территорию преференциальных режимов иностранной рабочей силы без избыточных административных барьеров;
при условии дальнейшего функционирования действующих компаний - участников (резидентов) в преференциальных режимах и сохранения намерений потенциальных инвесторов по реализации перспективных проектов;
Планируется, что не менее половины привлеченных иностранных специалистов будет привлекаться на 1 год, оставшаяся часть будет уезжать по итогам 2-х лет работы.
При отмене требований о получении разрешений на привлечение и использование иностранных работников в случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы могут составить порядка 113 млн рублей до конца 2030 г. При этом, учитывая, что каждое рабочее место у резидента ОЭЗ приносит в год в среднем 1,4 млн рублей налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней, работа указанного ранее количества иностранных специалистов до конца 2030 г. будет сопровождаться уплатой 119 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней, что в полном объеме компенсирует указанные выпадающие доходы.
По предварительным оценкам возможность привлечения члена семьи будет востребована у иностранных специалистов из управленческого звена. Из расчета, что таким специалистом будет каждый сотый привлеченный иностранный работник, при привлечении им, как минимум, двух членов семьи, возможно прогнозировать привлечение дополнительно 200 человек в 2025 г. и по 372 человека ежегодно, начиная с 2006 г.
Объем суммы инвестирования определен с учетом минимального порога по инвестициям в 50 млн рублей, соответствующему абзацу четвертому пункта 4 Требований к инвестиционным проектам резидентов ОЭЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. N 156 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны, Правил создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны и требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон" (далее - Требования N 156), устанавливающему такое требование при реализации инвестиционного проекта в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации по развитию инвестиционной деятельности в Российской Федерации и привлечению внебюджетных средств в проекты, связанные с достижением технологического суверенитета и структурной адаптацией экономики Российской Федерации, а также учитывая возможность реализации значимых для регионального развития инвестиционных проектов на базе готовых производственных площадей без необходимости предоставления резиденту ОЭЗ земельных участков и осуществления им строительства (реконструкции) производственных площадей, необходимых для осуществления деятельности (абзац шестой пункта 4 Требований N 156).
Предлагается распространить указанный механизм, в том числе на членов семей иностранных инвесторов и иностранных работников ТОР и ОЭЗ, который может стать одним из способов привлечения на территорию Российской Федерации "качественных трудовых ресурсов" с возможностью их последующего закрепления в России.
Одновременно с этим, законопроект предполагает возможность предоставления деловой многократной визы иностранным инвесторам и членам их семей на основании ходатайства высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при условии соблюдения объема инвестирования в размере не менее 50 миллионов рублей.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект устанавливает особый порядок вступления в силу его положений, отличный от общего порядка, предусматривая срок его вступления в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Установление особого порядка вступления в силу положений законопроекта обусловлено необходимостью ознакомления участников гражданского оборота с изменениями, вносимыми Федеральным законом для адаптирования к новому регулированию.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует:
1. Внесения изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, в связи с тем, что законопроектом устанавливается новое полномочие Минэкономразвития России по определению доли иностранных работников, привлекаемых резидентами особых экономических зон.
Основание разработки: абзац второй статьи 3 законопроекта.
Срок разработки акта: в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
2. Издания постановления Правительства Российской Федерации о порядке определения доли иностранных работников, привлекаемых резидентами особых экономических зон, в связи с добавлением нового полномочия Минэкономразвития России по определению доли иностранных работников, привлекаемых резидентами особых экономических зон.
Основание разработки: абзац второй статьи 3 законопроекта.
Срок разработки акта: в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнители - Минтруд России, МВД России, МИД России, ФСБ России.
3. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы" в связи с исключением из статьей 25, 25.6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ) положений, содержащих ссылки на Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Основание разработки: исключение из статьи 25 Закона N114-ФЗ пункта 4.1, в котором указана ссылка на Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" утративший силу, а также в абзаце 1 статьи 25.6 Закона N 114-ФЗ слов "либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и абзаца 20 статьи 25.6 также содержащего ссылку на утративший силу федеральный закон.
Срок разработки акта: в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители - МИД России, Минэкономразвития России.
4. Внесения изменений в приказ МВД России от 22 ноября 2021 г. N 926 "Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" в связи с внесением изменений в статью 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Основание разработки: дополнение статьи 5 Закона N 115-ФЗ пунктами 8.1-8.3.
Срок разработки акта: в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - МВД России.
5. Издание приказа МВД России "Об утверждении формы разрешения на работу, выдаваемого иностранным гражданам, привлекаемым и используемым для осуществления трудовой деятельности на территории особых экономических зон" с целью установления формы разрешения на работу, разрешения на работу, выдаваемого иностранным гражданам, привлекаемым и используемым для осуществления трудовой деятельности на территории особых экономических зон.
Основание разработки: дополнение пункта 1 статьи 25 Закона N 114-ФЗ подпунктом "з".
Срок разработки акта: в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - МВД России.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не приведет к дополнительным расходам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, проект федерального закона не определяет конкретные решения, оказывающие влияние на доходы (расходы) определенного круга лиц, а предусматривает лишь право (не обязанность) привлекать иностранных специалистов на территорию особых экономических зон в упрощенном порядке в случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", предусматривающего соответствующие поправки в трудовое законодательство.
Вместе с тем при отмене требований о получении разрешений на привлечение и использование иностранных работников в случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы могут составить порядка 113 млн рублей до конца 2030 г. При этом, учитывая, что каждое рабочее место у резидента ОЭЗ приносит в год в среднем 1,4 млн рублей налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней, работа указанного в пояснительной записке количества иностранных специалистов до конца 2030 г. будет сопровождаться уплатой 119 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней, что в полном объеме компенсирует указанные выпадающие доходы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.