Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327"
(подготовлен Минстроем России 07.06.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327" (далее - проект постановления) разработан во исполнение абзацев третьего и пятого подпункта "б" пункта 1 и подпункта "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации от 21 мая 2024 г. N Пр-964 предусматривает следующие изменения.
1. С целью снижения уровня социальной напряженности, возникшей в результате чрезвычайных ситуаций, вызванных паводками 2024 года, проект постановления предусматривает распространение его действия на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2024 г.
2. Проект постановления предусматривает исключение из Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327 (далее - Правила N 1327), категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Правилами N 1327, являющихся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, в связи с тем, что в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, признанные нуждающимися в жилье, обеспечиваются жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма органам местного самоуправления.
3. Проект постановления предусматривает внесение изменений в пункт 6 Правил N 1327, в соответствии с которыми мероприятия, предусмотренные Правилами N 1327, реализуются в том числе в отношении граждан, жилые помещения которых повреждены и (или) утрачены в результате чрезвычайной ситуации, имеющих в собственности доля (доли) в праве общей собственности, если совокупный размер такой доли (долей) менее 18 кв. метров на каждого члена семьи таких граждан.
Исходя из анализа правоприменительной практики законодательства Российской Федерации, среднее значение площади предоставляемого в рамках работы по оказанию социальной поддержки граждан жилья составляет 18 кв. метров на 1 человека.
Кроме того, с учетом принципов, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", предусматривающих минимизацию (или) ликвидацию последствия проявлений терроризма, проект постановления устанавливает оказание мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых повреждены и (или) утрачены вне зависимости от наличия иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доле в праве общей собственности.
4. Изменения в Правила N 1327 в части повышения стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади поврежденного жилого помещения в размере, не превышающем 10 тыс. рублей обусловлены уровнем накопленной инфляции за 2 года.
Проектом постановления предусмотрены изменения в части повышения стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади поврежденного жилого помещения в размере, не превышающем 10 тыс. рублей.
Кроме того, по информации, полученной от субъектов Российской Федерации, которым предоставлены иные межбюджетные трансферты в 2021 - 2023 гг. в целях произведения выплат гражданам на капитальный ремонт жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайных ситуаций, стоимость капитального ремонта 1 кв. метра общей площади поврежденного жилого помещения, исходя из увеличения стоимости строительных материалов и проведения строительно-монтажных работ, составила на менее 9,6 тыс. рублей.
5. Проект постановления предусматривает изменения в пункт 19 Правил N 1327, в соответствии с которым при строительстве жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе в результате чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, исполнение обязательств о безвозмездном отчуждении жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено), является не целесообразным, так как строительство жилых помещений граждане могут производить на земельных участках, собственниками которых они являются, за исключением случаев, если чрезвычайная ситуация, вызвана опасными гидрологическими явлениями и процессами, перечень которых указан в ГОСТ 22.0.03-2022. Межгосударственный стандарт. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения, введенный в действие приказом Росстандарта от 10 февраля 2023 г. N 80-ст.
В связи с проектируемыми изменениями в пункт 6 Правил N 1327 из пункта 19 Правил N 1327 исключены положения о расторжении договора социального найма.
6. Изменения в пункт 20 Правил N 1327 обусловлены обеспечением безопасности граждан и их жилых помещений от повторных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются опасные гидрологические явления и процессы.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Издание постановления Правительства Российской Федерации не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не повлечет возникновения негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.