Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"
(подготовлен Минобороны России 21.06.2024 г.)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, возмещения расходов на ее оказание, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены Правила осуществления выплаты на проведение оздоровительного отдыха детей военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, ставших инвалидами вследствие военной травмы, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1051 "О порядке предоставления пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - постановление N 1051) утверждены Правила предоставления пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Вместе с тем ни выплата на проведение оздоровительного отдыха детей военнослужащих, ни пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих законодательными актами Российской Федерации не установлены.
В целях устранения данного правового пробела в соответствии с пунктом 21 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 г. N 3899-р, подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - законопроект).
С учетом этого, законопроектом предусмотрено в случае гибели (смерти) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, установления военнослужащему в период прохождения военной службы по контракту, либо после увольнения с военной службы по контракту инвалидности вследствие военной травмы, каждому его ребенку, обучающемуся по основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования), один раз в год выплачивать ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха.
Указанное ежегодное пособие выплачивается также один раз в год детям, обучающимся по основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования):
военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими;
военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими, ставших инвалидами вследствие военной травмы в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Также законопроектом определено, что размер ежегодного пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих подлежит ежегодной индексации исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, как это предусмотрено для других публичных нормативных обязательств, в том числе и для пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих в соответствии с постановлением N 1051.
Кроме этого, в законопроекте часть 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" излагается в новой редакции, уточняющей формулировки причинной связи гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, в связи с которой производится выплата ежемесячной денежной компенсации членам его семьи.
Частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
В данном положении причина гибели (смерти), в связи с которой выплачивается ежемесячная денежная компенсация членам семьи, указана только для военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, - "гибель (смерть), наступившая при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерть, наступившая вследствие военной травмы". В отношении гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, причина его гибели (смерти), в связи с которой производится выплата ежемесячной денежной компенсации членам его семьи, не указана.
В Федеральном законе "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а также в других нормативных правовых актах Российской Федерации в отношении граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, используются отдельные формулировки причинной связи гибели (смерти) "гибель (смерть), наступившая при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании" и "смерть, наступившая вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании".
Уточнение редакции части 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" позволит устранить юридико-техническую ошибку, допущенную при внесении Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменений в часть 9 статьи 3 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Финансовое обеспечение расходов на реализацию законопроекта будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете соответствующим федеральным органам исполнительной власти.
Реализация законопроекта к возникновению новых расходных обязательств не приведет. Выделение дополнительных средств федерального бюджета на реализацию законопроекта не потребуется.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В соответствии с пунктом 601 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, законопроект не относится к числу проектов актов, требующих оценку регулирующего воздействия.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Заместитель Министра обороны |
Т. Шевцова |
"__" июня 2024 г.
Директор Департамента социальных гарантий |
Ю.Яркоева |
"__" июня 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.