Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 25.06.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в связи с необходимостью приведения законодательства Российской Федерации в соответствии с планируемыми изменениями, предусмотренными Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законопроект устанавливает особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов особых экономических зон и управляющих компаний особых экономических зон в случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего соответствующие поправки в законодательные акты Российской Федерации.
В условиях усиления конкурентной борьбы с развитыми зарубежными странами за инвесторов, предпринимателей, специалистов высокой квалификации, способствующих ускоренному технологическому обновлению и развитию российской экономики, созданию высокопроизводительных рабочих мест с достойной заработной платой, необходимо создание максимально благоприятных условий для привлечения иностранных граждан.
Общая оценочная потребность в иностранной рабочей силе у участников (резидентов) преференциальных режимов, исходя из предварительных параметров предполагаемых к реализации на указанных территориях инвестиционных проектов, составит 10,6 тыс. человек в 2025 г. и 18,6 тыс. человек ежегодно, начиная с 2026 г.;
Привлечение указанного количества иностранных специалистов сможет быть реализовано:
при условии внесения соответствующих изменений в законодательство, предусматривающих упрощенный порядок определения предельной численности привлекаемой на территорию преференциальных режимов иностранной рабочей силы без избыточных административных барьеров;
при условии дальнейшего функционирования действующих компаний - участников (резидентов) в преференциальных режимах и сохранения намерений потенциальных инвесторов по реализации перспективных проектов;
Планируется, что не менее половины привлеченных иностранных специалистов будет привлекаться на 1 год, оставшаяся часть будет уезжать по итогам 2-х лет работы.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не приведет к дополнительным расходам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, проект федерального закона не определяет конкретные решения, оказывающие влияние на доходы (расходы) определенного круга лиц, а предусматривает лишь право (не обязанность) привлекать иностранных специалистов на территорию особых экономических зон в упрощенном порядке в случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего соответствующие поправки в законодательные акты Российской Федерации.
Вместе с тем отмене требований о получении разрешений на привлечение и использование иностранных работников в случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы могут составить порядка 113 млн рублей до конца 2030 г. При этом, учитывая, что каждое рабочее место у резидента ОЭЗ приносит в год в среднем 1,4 млн рублей налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней, работа указанного в пояснительной записке количества иностранных специалистов до конца 2030 г. будет сопровождаться уплатой 119 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней, что в полном объеме компенсирует указанные выпадающие доходы.
Кроме этого, ожиаются доходы не менее 1,5 млрд рублей в год в результате от инвестиций, обсуществленных иностранными инвесторами, получившими многократные деловые визы.
Так, по опыту реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 2573 от 31 декабря 2022 г. "О критериях, которым должен соответствовать иностранный гражданин, осуществивший инвестиции в Российской Федерации, для выдачи вида на жительство в Российской Федерации без получения разрешения на временное проживание", в рамках которого Минэкономразвития России проводит оценку иностранных граждан соответствующим критериям для получения вида на жительство в упрощенном порядке, менее чем за год с момента старта программы подали заявления и, соответственно, осуществили инвестиции в Российской Федерации 30 иностранных инвесторов.
Предоставление многократных деловых может вызвать больший интерес со стороны иностранных инвесторов в связи с тем, что многократная деловая виза в отличии от вида на жительство не обязывает иностранных граждан постоянно проживать в Российской Федерации, и интересна инвесторам исключительно как способ беспрепятственного въезда для осуществления деловых и рабочих целей. Минимальный порог инвестиций в объеме 50 млн рублей определен с учетом минимального объема инвестиционных проектов ОЭЗ, соответственно, определяет базовый порог, позволяющий предоставление деловой многократной визы инвесторам. По прогнозам ООО "Деловая Россия" оптимальный объем инвестиций с учетом потребностей и возможностей иностранного бизнеса составляет 100 млн рублей. В связи с этим привлечение 30 инвесторов и общего объема инвестиций 1,5 млрд рублей в год представляются минимально возможными. Ожидаются доходы больших объемов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует: признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.