Проект Приказа МЧС России "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена"
(подготовлен МЧС России 28.06.2024 г.)
В соответствии с пунктом 3 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2020 г. N 1084, приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2026 г. прилагаемую методику определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена.
Министр |
А.В. Куренков |
УТВЕРЖДЕНА
приказом МЧС России
от ________ N ________
Методика определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена
1. Методика определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена (далее - Методика) устанавливает порядок определения расчетных величин пожарного риска для людей, находящихся в подземных сооружениях метрополитена и сообщающихся с ними надземных сооружениях и помещениях метрополитена, не выделенных в отдельный пожарный отсек.
2. Расчетными величинами, характеризующими пожарный риск для людей в сооружениях метрополитена, являются индивидуальный пожарный риск для работников метрополитена (R раб) и индивидуальный пожарный риск для посетителей (пассажиров и других находящихся в сооружениях метрополитена людей, не являющихся работниками метрополитена) (R пос).
3. Численным выражением указанных величин являются частоты воздействия опасных факторов пожара (далее - ОФП) на работников и посетителей, находящихся в сооружениях метрополитена соответственно. Перечень ОФП установлен статьей 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).
4. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с нормативным значением пожарного риска, установленным Техническим регламентом.
5. Определение расчетных величин пожарного риска на производственном объекте производится на следующих основаниях:
а) анализ пожарной опасности зданий;
б) определение частоты возникновения пожара (частоты реализации пожароопасных ситуаций);
в) построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) учет состава системы обеспечения пожарной безопасности зданий.
6. Для проведения анализа пожарной опасности осуществляется сбор данных о сооружении, который включает:
объемно-планировочные решения;
теплофизические характеристики ограждающих конструкций;
вид, количество и размещение горючих веществ и материалов;
количество и места вероятного размещения людей;
системы пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей.
На основании полученных данных производится анализ пожарной опасности сооружения, при этом учитывается:
возможная динамика развития пожара;
состав и характеристики системы противопожарной защиты;
возможные последствия воздействия пожара на людей.
7. Определение расчетных величин пожарного риска может проводиться для подтверждения условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, при невыполнении требований нормативных документов по пожарной безопасности, учитываемых Методикой, а также для подтверждения эффективности мероприятий, разработанных (разрабатываемых) в рамках специальных технических условий или комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
8. Для целей настоящей Методики используются основные понятия, установленные статьей 2 Технического регламента.
9. Индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому, если:
, (1)
где R норм - нормативное значение индивидуального пожарного риска, R норм = 10 -6 год -1;
R - расчетная величина индивидуального пожарного риска для работников или посетителей.
10. Расчетная величина пожарного риска для посетителей в сооружениях метрополитена определяется как сумма произведений частоты реализации j-го сценария пожара на его последствия для человека:
, (2)
где i - номер сценария пожара,
I - количество возможных сценариев пожара.
- частота реализации i-го сценария пожара;
- условная вероятность воздействия ОФП на человека при реализации i-го сценария пожара.
11. Сценарий пожара представляет собой вариант развития пожара с учетом принятого места возникновения и характера его развития. Сценарий пожара определяется на основе данных об объемно-планировочных решениях, о размещении горючей нагрузки и людей в сооружениях метрополитена.
Сценарии пожара, не реализуемые при нормальном режиме эксплуатации объекта (теракты, поджоги, хранение горючей нагрузки, не предусмотренной назначением объекта и т.д.), не рассматриваются.
12. Частота реализации сценария пожара определяется в соответствии с Приложением N 1.
13. Допускается вместо рассмотрения всех сценариев пожара, которые могут реализовываться в сооружениях метрополитена, рассматривать несколько репрезентативных сценариев, каждый из которых характеризует группу аналогичных между собой сценариев (далее - кластер). При этом в качестве репрезентативного выбирается сценарий с наихудшими последствиями для работников и посетителей метрополитена. В качестве сценариев с наихудшими последствиями следует рассматривать сценарии, характеризуемые наиболее затрудненными условиями эвакуации людей и (или) наиболее высокой динамикой нарастания ОФП
Частота реализации репрезентативного сценария принимается равной сумме частот реализации характеризуемых им сценариев пожара.
14. При проведении расчета в соответствии с пунктом 13 необходимо рассмотреть следующие кластеры сценариев:
1) пожары технологической пожарной нагрузки в перегонном тоннеле и пожары в притоннельных сооружениях и помещениях, выходящих в перегонный тоннель;
2) пожары подвижного состава в перегонном тоннеле;
3) пожары в платформенных залах станции;
Примечание: В случаях, когда система противодымной защиты не обеспечивает незадымляемость перегонных тоннелей, при рассмотрении сценариев пожара, возникающего на станции, перегонные тоннели следует включать в расчетную область с целью подтверждения обеспечения безопасности людей, находящихся в подвижном составе в перегонных тоннелях.
4) пожары в вестибюлях и кассовых залах станции, а также в помещениях, выходящих в вестибюли и кассовые залы;
5) пожары в межстанционных переходах и переходах между выходом со станции и вестибюлем (при наличии в них горючей нагрузки), а также в помещениях, выходящих в указанные переходы;
6) пожары в блоках технологических, бытовых и служебных помещений, производственных и технических помещениях, не относящиеся ни к одному из вышеперечисленных кластеров;
7) пожары в общественных помещениях, не относящиеся ни к одному из вышеперечисленных кластеров.
В случае, когда в один из вышеперечисленных кластеров входят различные типы сценариев пожара, которые не могут быть охарактеризованы одним репрезентативным сценарием, его необходимо разделить на несколько кластеров.
В случаях, когда перечисленные типы кластеров не отражают всех особенностей объекта, возможно рассмотрение иных кластеров сценариев пожара.
15. Условная вероятность воздействия ОФП на посетителей метрополитена при реализации i-го сценария пожара определяется как максимальное значение вероятности воздействия ОФП из полученных для всех групп эвакуируемого контингента:
= (1-K ап,i)P пp,i (1-Р э,i)(1-K п.з,i), (3)
где - условная вероятность воздействия ОФП на человека при реализации i-го сценария пожара;
K ап,i - коэффициент, учитывающий соответствие установок автоматического пожаротушения (далее - АУП) требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Значение параметра К ап,i принимается равным K ап,i = 0,9, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
объект оборудован системой АУП, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
оборудование объекта системой АУП не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В остальных случаях K ап,j принимается равным нулю.
Р пр,i - вероятность присутствия посетителей, определяемая из соотношения Р пр,i = t функц,i /24, где t функц,i - время доступа посетителей в сооружения метрополитена в течении суток (в часах);
Р э,i - вероятность эвакуации посетителей;
K п.з,i -коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации посетителей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
17. Вероятность эвакуации Р э,j посетителей при пожаре, рассчитывают по формуле:
, (5)
где t р,i,j - расчетное время эвакуации для j-й группы эвакуируемого контингента при реализации i-го сценария пожара, мин;
t нэ,i,j - время начала эвакуации (интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей) для j-й группы эвакуируемого контингента при реализации i-го сценария пожара, мин;
t бл,i - время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них ОФП, имеющих предельно допустимые для людей значения (время блокирования путей эвакуации) при реализации i-го сценария пожара, мин;
18. Расчетное время эвакуации людей t р из помещений и зданий определяется на основе моделирования движения людей до выхода наружу или в безопасную зону по математической модели индивидуально-поточного движения людей в соответствии с приложением N 4 к настоящей Методике.
19. Время начала эвакуации t нэ определяется в соответствии с приложением N 3 к настоящей Методике.
20. Время блокирования путей эвакуации t бл вычисляется путем расчета времени достижения ОФП предельно допустимых значений на эвакуационных путях в различные моменты времени с помощью полевого метода в соответствии с Приложением 1 Методики 1140.
21. Коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, K п.з, i рассчитывается по формуле:
, (5)
где K обн,i - коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
K СОУЭ,i - коэффициент, учитывающий соответствие системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
K ПДЗ,i - коэффициент, учитывающий соответствие системы противодымной защиты требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
21. Значение параметра К обн,i принимается равным K обн,i = 0,8, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
объект оборудован системой пожарной сигнализации, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
оборудование объекта системой пожарной сигнализации не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В остальных случаях K обн,i принимается равным нулю.
22. Значение параметра К СОУЭ,i принимается равным K СОУЭ,i = 0,8, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
объект оборудован системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
оборудование объекта системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В остальных случаях K СОУЭ,i принимается равным нулю.
23. Значение параметра К ПДЗ,i принимается равным K ПДЗ,i = 0,8, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
объект оборудован системой противодымной защиты, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
оборудование объекта системой противодымной защиты не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В остальных случаях K ПДЗ,i принимается равным нулю.
24. Индивидуальный пожарный риск для работников метрополитена (R раб) определяется как максимальное значение пожарного риска для конкретного работника из всех находящихся в сооружениях метрополитена:
, (6)
где - расчетная величина пожарного риска для m-го работника (определяется по формуле (2)),
M - количество работников в сооружениях метрополитена.
25. Условная вероятность воздействия ОФП на работника метрополитена при реализации j-го сценария пожара
, (7)
где q i - вероятность присутствия работника в i-м помещении;
N - количество помещений, в которых работник может находиться;
- условная вероятность воздействия на работника опасных факторов пожара при его нахождении в i-м помещении при реализации j-го сценария пожара;
26. Условная вероятность воздействия на работника опасных факторов пожара
, (8)
где Р Эij - вероятность эвакуации людей, находящихся в i-ом помещении здания, при реализации j-го сценария пожара;
K п.з,j - коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (определяется по формуле (5)
27. Вероятность эвакуации Р Эij определяется по формуле:
, (9)
где P Э.Пij - вероятность эвакуации людей, находящихся в i-ом помещении здания, по эвакуационным путям при реализации j-го сценария пожара;
P Д.Вij - вероятность выхода из здания людей, находящихся в i-ом помещении, через аварийные или иные выходы.
При отсутствии данных вероятность P Д.Вij допускается принимать равной 0,03 при наличии аварийных или иных выходов и 0,001 при их отсутствии.
28. Вероятность эвакуации по эвакуационным путям P Э.Пij для помещений, входящих в расчетную область j-го сценария пожара определяется по формуле (4).
Для помещений, не входящих в расчетную область (помещения в которых отсутствуют ОФП при реализации j-го сценария пожара), принимается равной 0,999.
Приложение N 1
к методике определения расчетных величин пожарного
риска в подземных сооружениях метрополитена
Частота реализации сценария пожара
N п/п |
Сооружения |
Частота возникновения пожара в течение года |
1 |
Платформенный зал |
2,31·10 -6 |
2 |
Вестибюль станции (кассовый зал) |
1,66·10 -5 |
3 |
Блоки служебных помещений (служебные помещения) |
1,63·10 -6 |
4 |
Машинный зал эскалатора |
3,56·10 -5 |
5 |
Эскалаторные тоннели |
2,07· 10 -5 |
6 |
Перегонный тоннель |
5,26·10 -6 |
7 |
Подвижной состав |
2,50·10 -4 |
Примечание: частота возникновения пожара в течение года для п/п 1-4 приведена на 1 м2 площади помещений, для п/п 5,6 - на 1 м длины тоннеля, для п/п 7 - на один стандартный вагон (длина вагона 19,2 м).
Приложение N 2
к методике определения расчетных величин пожарного
риска в подземных сооружениях метрополитена
Определение количества пассажиров на станции
Количество людей и пассажиропотоки определяются для "часа пик".
Количество людей на платформе станции (платформенном зале) N пл рассчитывается по формуле:
(П2.1)
где П вх - пассажиропоток входа/посадки на станцию, чел/час;
П Пвх - пересадочный пассажиропоток входа/посадки (со смежной станции, со станции ж/д и т.п.), чел/час;
N o - количество ожидающих людей (принимается из расчета 20 человек на один вагон состава каждого пути).
n - количество пар поездов в "час пик", час -1.
Количество людей в составе на k-ом пути N сост,k рассчитывается по формуле:
(П2.2)
где П k - пассажиропоток для k-ого пути станции, чел/час;
n - количество пар поездов в "час пик", час -1.
На основе объемно-планировочных решений определяются маршруты движения пассажиропотоков и величины пассажиропотоков на каждом i-ом маршруте движения. При отсутствии информации о пассажиропотоках на каждом из маршрутов пассажиропотоки распределяются равномерно по каждому маршруту.
(П2.3)
(П2.4)
(П2.5)
(П2.6)
где, П вых - пассажиропоток выхода/высадки со станцию, чел/час;
П Пвых - пересадочной пассажиропоток выхода/высадки (на смежную станцию, на станцию ж/д и т.п.), чел/час.
Определяется количество людей на j-ом участке i-го маршрута (между входом на станцию и выходом на платформу) для каждого пассажиропотока, проходящего по данному участку:
(П2.7)
(П2.8)
(П2.9)
(П2.10)
где N вх,j,i - количество людей на j-ом участке i-го маршрута относящиеся к пассажиропотоку входа/посадки на станцию, чел.;
N вых,j,i - количество людей на j-ом участке i-го маршрута относящиеся к пассажиропотоку выхода/высадки со станцию, чел.;
N Пвх,j,i - количество людей на j-ом участке i-го маршрута относящиеся к пересадочному пассажиропотоку входа/посадки (со смежной станции, со станции ж/д и т.п.), чел.
N Пвых,j,i - количество людей на j-ом участке i-го маршрута относящиеся к пересадочному пассажиропотоку выхода/высадки (на смежную станцию, на станцию ж/д и т.п.), чел.;
L j - длина j-ого участка, м.;
L i - длина i-ого маршрута, м.
Определяется суммарное количество людей на j-ом участке:
(П2.11)
где m - количество маршрутов проходящих по j-му участку.
Для участков, где расположены кассы и автоматы по продаже билетов, количество людей, определенное на основе данных о пассажиропотоках, необходимо увеличить на количество людей, находящихся вблизи касс и автоматов по продаже билетов, из расчета не менее чем 10 человек на одну кассу и 5 человек на один автомат.
Приложение N 3
к методике определения расчетных величин пожарного
риска в подземных сооружениях метрополитена
Определение времени начала эвакуации
Значение времени начала эвакуации t нэ (c) для помещения очага пожара следует определять по формуле:
, (П 3.1)
где F - площадь помещения, м 2.
Если местом возникновения пожара является зальное помещение (вестибюль станции, платформенный зал станции) с постоянным пребыванием дежурного персонала и время начала эвакуации, рассчитанное по формуле (П 3.1) превышает 0,5 мин, то значение времени начала эвакуации людей t нэ принимается равным 0,5 мин.
Для помещений, оборудованных системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, значение времени начала эвакуации t нэ определяется по формуле (П 3.2).
, (П3.2)
где - время достижения порогового значения срабатывания пожарного извещателя, с;
- время задержки, связанное с инерционностью системы обнаружения пожара, с;
- время задержки, связанное с задержкой оповещения людей при пожаре, с. Принимается равным нулю при одновременном оповещении людей в сооружении или определяется алгоритмом оповещения при поэтапном оповещении;
t предв - время проведения предварительных действий, предшествующих началу эвакуации. Принимается равным 30 с.
Время достижения порогового значения срабатывания пожарного извещателя t пор и время задержки, связанное с инерционностью системы обнаружения пожара , определяются в соответствии с приложением N5 к Методике.
В случае если время начала эвакуации, рассчитанное по формуле (П 3.1), превышает время начала эвакуации, определенное по формуле П 3.2, время начала эвакуации из помещения очага пожара следует принимать по формуле П 3.2.
Время начала эвакуации для помещений и сооружений, не оборудованных системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также для помещений, где время начала эвакуации превышает 3 минуты, следует принимать равным 3 мин.
Значение времени начала эвакуации людей t нэ при пожаре подвижного состава в тоннеле при наличии пешеходной дорожки, конструктивно отделенной от контактного рельса, принимается равным 1,0 мин.
Время начала эвакуации t нэ при пожаре подвижного состава в тоннеле без пешеходной дорожки, конструктивно отделенной от контактного рельса, принимается равным времени, необходимому для снятия напряжения с контактного рельса (определяется согласно проектно-эксплуатационной документацией).
Приложение N 4
к методике определения расчетных величин пожарного
риска в подземных сооружениях метрополитена
Определение расчетного времени эвакуации tр из сооружений метрополитена
Расчетное время эвакуации tр из сооружений метрополитена определяется в соответствии со следующими положениями.
1. Расчетные группы людей, образующие состав людского потока во время эвакуации из сооружений метрополитена, подразделяются на группы людей без ограничения мобильности (M0) и маломобильные группы населения (МГН).
2. Люди без ограничения мобильности (М0), рассматриваемые при эвакуации, подразделяются на 2 группы, которые имеют однородный и неоднородный состав. Указанная классификация представлена в таблице П4.1.
Таблица П4.1
|
|
|
|
Группы контингента без ограничения мобильности |
Общие характеристики людей групп мобильности |
Однородная группа |
М0-3 |
Люди трудоспособного возраста (18 - 60 лет) |
Неоднородная группа |
М0-5 |
Группа, состоящая из детей дошкольного и школьного возраста, людей трудоспособного возраста и активных людей пожилого возраста |
3. Классификация МГН по группам мобильности представлена в таблице П4.2.
Таблица П4.2
Группы мобильности |
Общие характеристики людей групп мобильности |
М2 |
Пожилые немощные люди (имеющие инвалидность или хронические заболевания) |
М3 |
Люди трудоспособного возраста с поражением опорно-двигательного аппарата |
М4 |
Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках |
4. На основе Приложения N2 определяется общее количество пассажиров на станции. В качестве основного контингента рассматривается группа М0-5. Количество МГН принимается равным 3% от общего количества пассажиров. Количество людей каждой из групп (М2/М3/М4) следует определять из соотношения: 0,25/0,6/0,15.
5. На основе проектной и иной документации на сооружения метрополитена определяется общее количество работников (группа М0-3) в сооружениях метрополитена.
6. Расчетное значение скорости движения людей на участке эвакуационного пути при определенном значении плотности может быть определено по формуле (П4.1) с учетом данных в таблицах П4.3 и П4.4:
,
при D i >D 0i ,
VDi = V0i при Di D0i, (П4.1)
где V0i - среднее значение скорости свободного движения людей в потоке (при Dj D0j), м/мин;
где V Di - скорость движения людей в потоке по i-му виду пути, м/мин, при плотности людского потока Di;
Di - значение плотности людского потока на i-м участке эвакуационного пути, чел./м2;
D0i - предельное значение плотности людского потока, до достижения которого возможно свободное движение людей по i-му виду пути (плотность не влияет на скорость движения людей), чел./м2;
ai - коэффициент адаптации людей к изменениям плотности потока при движении по j-му виду пути;
m - коэффициент влияния проема. Значение m принимается равным m = 1 при плотности потока перед границей проема D <0,5 м2/м2. При D 0,5 м2/м2 значение m принимается равным m = 1,25 - 0,05D.
Значения величин ai, D0i и V0i представлены в таблицах П4.3 и П4.5.
Таблица П4.3
Параметры людского потока для групп основного контингента различного состава без ограничения мобильности (M0)
Расчетная группа |
Вид пути и значения параметров в формате V 0 i/a i/D 0 i, м/мин / - / чел/м 2 |
Средняя площадь горизонтальной проекции, м 2 |
|||
Горизонтальный |
Проем |
Лестница вниз |
Лестница вверх |
|
|
М0-3 |
100,0/0,295/0,51 |
100,0/0,295/0,65 |
100,0/0,40/0,89 |
60,0/0,305/0,67 |
0,1 |
М0-5 |
91,4/0,357/0,58 |
91,8/0,366/0,62 |
90,0/0,410/0,83 |
56,1/0,379/0,68 |
0,121 |
В таблице П4.3 указаны данные для летней одежды. В случае расчетной эвакуации людей в зимней одежде площадь проекции надо увеличить на 25%.
Значение интенсивности движения людей в потоке определенной плотности q Di, чел./(м·мин), а также максимальное значение интенсивности , чел./(м·мин), при движении на i-м участке эвакуационного пути рассчитывается по формулам (П4.2) и (П4.3).
При учете в расчетах площади горизонтальной проекции людей f интенсивности q Di и будут иметь размерность м/мин:
q Di = D i·V Di, (П4.2)
, (П4.3)
где - плотности людей в потоке, при которой достигается максимальное значение интенсивности движения для i-го вида пути, чел./м 2 или м 2/м 2;
- скорость движения людей в потоке по i-му виду пути при плотности потока, в котором достигается максимальное значение интенсивности движения, м/мин.
рассчитывается по формуле:
. (П4.4)
Вне зависимости от типа используемой модели значение q max i и значение интенсивности при максимальной плотности q Dmax i, м/мин, для потоков любого состава не должны превышать значений, приведенных в таблице П4.4.
Таблица П4.4
Значения величин q max и q Dmax на разных участках пути эвакуации
Вид пути |
q max, м/мин |
q Dmax (при образовании максимальной плотности), м/мин |
Горизонтальный путь |
16,5 |
13,5 |
Дверной проем |
19,6 |
8,5 при 1,6 м; 2,5 + 3,75, при <1,6 м |
Лестница вниз |
16,0 |
7,2 |
Лестница вверх |
11,0 |
9,9 |
7. Людей, входящих в состав групп М2 - М4, с учетом таблицы П4.2 следует относить к одной из групп, параметры движения которых приведены в таблице П4.5.
Таблица П4.5
Значения величин ai, D0i и V0i для определения параметров движения людских потоков, состоящих из людей, относящихся к МГН на разных участках пути эвакуации
Вид пути |
a i |
D0i,чел./м 2 |
V0i,м/мин |
Пожилые немощные люди (имеющие инвалидность или хронические заболевания) | |||
Горизонтальный |
0,428 |
0,96 |
25,00 |
Проем |
0,456 |
1,02 |
20,00 |
Лестница вниз |
0,505 |
1,26 |
20,00 |
Лестница вверх |
0,338 |
0,56 |
20,00 |
Пандус вниз |
0,353 |
0,58 |
25,00 |
Пандус вверх |
0,368 |
0,72 |
15,00 |
Люди трудоспособного возраста с поражением опорно-двигательного аппарата | |||
Горизонтальный |
0,414 |
0,77 |
44,00 |
Проем |
0,345 |
0,57 |
38,00 |
Лестница вниз |
0,422 |
0,96 |
24,00 |
Лестница вверх |
0,313 |
0,74 |
14,00 |
Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках | |||
Горизонтальный |
0,400 |
0,141 |
60,00 |
Пандус вниз |
0,400 |
0,141 |
60,00 |
Пандус вверх |
0,420 |
0,156 |
40,00 |
В таблице П4.5 параметры движения по пандусу вниз и вверх приведены только для пожилых немощных людей (имеющих инвалидность или хронические заболевания) и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Для остальных людей параметры движения по пандусам, если их наклон незначителен (не более 1:8), необходимо определять как для горизонтального пути, при более значительных наклонах - как для лестницы.
8. Площадь горизонтальной проекции людей f, м2/чел., в зависимости от их мобильности, возраста и одежды следует принимать в соответствии с приведенными ниже данными:
0,200 м2/чел. - для людей молодого и среднего возраста (М3) с одной дополнительной опорой; для пожилых немощных людей (M2) без дополнительных опор и с одной дополнительной опорой (в том числе глухих и слабослышащих);
0,96 м2/чел. - для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
9. При определении расчетного времени эвакуации tр из сооружений метрополитена учитываются следующие особенности:
на каждом эксплуатируемом (действующем) пути станции находится состав с пассажирами;
ожидающие поезд пассажиры равномерно распределены вдоль платформы станции;
люди в вестибюлях, на эскалаторах, лестничных сходах, в переходах на другую станцию распределяются равномерно вдоль рассматриваемого всего пути движения;
эскалаторы остановлены;
одна из лент эскалатора выведена из эксплуатации по техническим причинам (ремонт, замена и т.п.) и не учитывается при составлении расчетной схемы эвакуации;
скорость движения людей по эскалаторам определяется на основе данных для лестниц. При этом, значения скорости приведенные в таблицах П4.3 и П4.5 должны быть уменьшены на 20 % - для станций мелкого заложения и на 40 % - для станций глубокого заложения.
Приложение N 5
к методике определения расчетных величин пожарного
риска в подземных сооружениях метрополитена
Оценка
времени срабатывания системы пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения
1. Время достижения порогового значения параметром, воздействующим на пожарный извещатель, определяется как время появления на высоте размещения пожарных извещателей области с эффективным диаметром, превышающим максимальное определенное нормативными документами расстояние между пожарными извещателями, в каждой точке которой значение воздействующего параметра превышает пороговое. При этом эффективный диаметр определяется по формуле:
где F - площадь области, в каждой точке которой значение воздействующего параметра превышает пороговое.
Для помещений, в которых допускается устанавливать один пожарный извещатель, площадь данной области должна соответствовать площади помещения.
2. Для определения времени достижения порогового значения полевым методом используются значения параметров, полученные в результате расчета.
3. При использовании извещателей пламени время достижения порогового значения допускается принимать равным 30 с.
4. Пороговые значения параметров, воздействующих на пожарные извещатели, следует принимать в соответствии с технической документацией. При отсутствии данных пороговые значения допускается принимать равными:
для точечных дымовых оптико-электронных пожарных извещателей: оптическая плотность ;
для максимальных тепловых пожарных извещателей: температура T пор принимается в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса пожарного извещателя. При отсутствии данных о классе пожарного извещателя принимается равной значению, превышающему максимально возможную в течение года температуру в помещении на 20 °C;
для дифференциальных тепловых пожарных извещателей: скорость изменения температуры 10 °C/мин;
для максимально-дифференциальных тепловых пожарных извещателей время достижения порогового значения определяется по первому из времен для максимального и дифференциального извещателя;
для дымовых аспирационных пожарных извещателей:
класса A ;
класса B ;
класса C ;
для извещателей газовых по концентрации CO: объемная концентрация CO 100 ppm;
для спринклерных АУП, выполняющих функцию системы пожарной сигнализации: принимается равной значению, превышающему максимально возможную в течение года температуру в помещении на 30 °C.
При использовании линейных дымовых пожарных извещателей, расположение которых известно (на основании проектных данных или фактического расположения), допускается проводить интегрирование оптической плотности дыма вдоль пути луча и определять время достижения порогового значения путем сравнения с пороговым значением 5,2 Дб.
При отсутствии данных о типе пожарных извещателей расчет следует проводить исходя из оборудования помещения точечными дымовыми оптико-электронными пожарными извещателями, за исключением помещений, которые в соответствии с условиями эксплуатации не могут быть ими оборудованы (автостоянки, кухни и так далее). В последнем случае расчет следует проводить для максимальных тепловых извещателей. При этом, если впоследствии предусматриваются иные типы пожарных извещателей, расчет следует провести повторно.
5. Время задержки, связанное с инерционностью системы обнаружения пожара , допускается принимать равным 20 с.
При использовании дымовых аспирационных извещателей к времени задержки следует добавлять время транспортирования пробы воздуха от максимально удаленного от блока обработки дымовсасывающего отверстия до технических средств обнаружения дыма. При отсутствии информации указанное время допускается принимать равным:
для извещателей класса A - 60 с;
для извещателей класса B - 90 с;
для извещателей класса C - 120 с.
Спроектирована методика определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена. Ее планируется ввести в действие с 1 июня 2026 г.
Применение методики позволит разрабатывать противопожарные мероприятия, обеспечивающие безопасность людей при пожарах на подземных объектах метрополитенов.