Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Проект Приказа МЧС России "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена" (подготовлен МЧС России 28.06.2024)

Проект Приказа МЧС России "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена"
(подготовлен МЧС России 28.06.2024 г.)

 

Досье на проект

 

Пояснительная записка

 

В соответствии с пунктом 3 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2020 г. N 1084, приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2026 г. прилагаемую методику определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена.

 

Министр

А.В. Куренков

 

УТВЕРЖДЕНА
приказом МЧС России
от ________ N ________

 

Методика определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена

 

1. Методика определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена (далее - Методика) устанавливает порядок определения расчетных величин пожарного риска для людей, находящихся в подземных сооружениях метрополитена и сообщающихся с ними надземных сооружениях и помещениях метрополитена, не выделенных в отдельный пожарный отсек.

2. Расчетными величинами, характеризующими пожарный риск для людей в сооружениях метрополитена, являются индивидуальный пожарный риск для работников метрополитена (R раб) и индивидуальный пожарный риск для посетителей (пассажиров и других находящихся в сооружениях метрополитена людей, не являющихся работниками метрополитена) (R пос).

3. Численным выражением указанных величин являются частоты воздействия опасных факторов пожара (далее - ОФП) на работников и посетителей, находящихся в сооружениях метрополитена соответственно. Перечень ОФП установлен статьей 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).

4. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с нормативным значением пожарного риска, установленным Техническим регламентом.

5. Определение расчетных величин пожарного риска на производственном объекте производится на следующих основаниях:

а) анализ пожарной опасности зданий;

б) определение частоты возникновения пожара (частоты реализации пожароопасных ситуаций);

в) построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

г) оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

д) учет состава системы обеспечения пожарной безопасности зданий.

6. Для проведения анализа пожарной опасности осуществляется сбор данных о сооружении, который включает:

объемно-планировочные решения;

теплофизические характеристики ограждающих конструкций;

вид, количество и размещение горючих веществ и материалов;

количество и места вероятного размещения людей;

системы пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей.

На основании полученных данных производится анализ пожарной опасности сооружения, при этом учитывается:

возможная динамика развития пожара;

состав и характеристики системы противопожарной защиты;

возможные последствия воздействия пожара на людей.

7. Определение расчетных величин пожарного риска может проводиться для подтверждения условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, при невыполнении требований нормативных документов по пожарной безопасности, учитываемых Методикой, а также для подтверждения эффективности мероприятий, разработанных (разрабатываемых) в рамках специальных технических условий или комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

8. Для целей настоящей Методики используются основные понятия, установленные статьей 2 Технического регламента.

9. Индивидуальный пожарный риск отвечает требуемому, если:

, (1)

где R норм - нормативное значение индивидуального пожарного риска, R норм = 10 -6 год -1;

R - расчетная величина индивидуального пожарного риска для работников или посетителей.

10. Расчетная величина пожарного риска для посетителей в сооружениях метрополитена определяется как сумма произведений частоты реализации j-го сценария пожара на его последствия для человека:

 

, (2)

где i - номер сценария пожара,

I - количество возможных сценариев пожара.

- частота реализации i-го сценария пожара;

- условная вероятность воздействия ОФП на человека при реализации i-го сценария пожара.

11. Сценарий пожара представляет собой вариант развития пожара с учетом принятого места возникновения и характера его развития. Сценарий пожара определяется на основе данных об объемно-планировочных решениях, о размещении горючей нагрузки и людей в сооружениях метрополитена.

Сценарии пожара, не реализуемые при нормальном режиме эксплуатации объекта (теракты, поджоги, хранение горючей нагрузки, не предусмотренной назначением объекта и т.д.), не рассматриваются.

12. Частота реализации сценария пожара определяется в соответствии с Приложением N 1.

13. Допускается вместо рассмотрения всех сценариев пожара, которые могут реализовываться в сооружениях метрополитена, рассматривать несколько репрезентативных сценариев, каждый из которых характеризует группу аналогичных между собой сценариев (далее - кластер). При этом в качестве репрезентативного выбирается сценарий с наихудшими последствиями для работников и посетителей метрополитена. В качестве сценариев с наихудшими последствиями следует рассматривать сценарии, характеризуемые наиболее затрудненными условиями эвакуации людей и (или) наиболее высокой динамикой нарастания ОФП

Частота реализации репрезентативного сценария принимается равной сумме частот реализации характеризуемых им сценариев пожара.

14. При проведении расчета в соответствии с пунктом 13 необходимо рассмотреть следующие кластеры сценариев:

1) пожары технологической пожарной нагрузки в перегонном тоннеле и пожары в притоннельных сооружениях и помещениях, выходящих в перегонный тоннель;

2) пожары подвижного состава в перегонном тоннеле;

3) пожары в платформенных залах станции;

Примечание: В случаях, когда система противодымной защиты не обеспечивает незадымляемость перегонных тоннелей, при рассмотрении сценариев пожара, возникающего на станции, перегонные тоннели следует включать в расчетную область с целью подтверждения обеспечения безопасности людей, находящихся в подвижном составе в перегонных тоннелях.

4) пожары в вестибюлях и кассовых залах станции, а также в помещениях, выходящих в вестибюли и кассовые залы;

5) пожары в межстанционных переходах и переходах между выходом со станции и вестибюлем (при наличии в них горючей нагрузки), а также в помещениях, выходящих в указанные переходы;

6) пожары в блоках технологических, бытовых и служебных помещений, производственных и технических помещениях, не относящиеся ни к одному из вышеперечисленных кластеров;

7) пожары в общественных помещениях, не относящиеся ни к одному из вышеперечисленных кластеров.

В случае, когда в один из вышеперечисленных кластеров входят различные типы сценариев пожара, которые не могут быть охарактеризованы одним репрезентативным сценарием, его необходимо разделить на несколько кластеров.

В случаях, когда перечисленные типы кластеров не отражают всех особенностей объекта, возможно рассмотрение иных кластеров сценариев пожара.

15. Условная вероятность воздействия ОФП на посетителей метрополитена при реализации i-го сценария пожара определяется как максимальное значение вероятности воздействия ОФП из полученных для всех групп эвакуируемого контингента:

 

= (1-K ап,i)P пp,i (1-Р э,i)(1-K п.з,i), (3)

 

где - условная вероятность воздействия ОФП на человека при реализации i-го сценария пожара;

K ап,i - коэффициент, учитывающий соответствие установок автоматического пожаротушения (далее - АУП) требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Значение параметра К ап,i принимается равным K ап,i = 0,9, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

объект оборудован системой АУП, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

оборудование объекта системой АУП не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

В остальных случаях K ап,j принимается равным нулю.

Р пр,i - вероятность присутствия посетителей, определяемая из соотношения Р пр,i = t функц,i /24, где t функц,i - время доступа посетителей в сооружения метрополитена в течении суток (в часах);

Р э,i - вероятность эвакуации посетителей;

K п.з,i -коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации посетителей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

17. Вероятность эвакуации Р э,j посетителей при пожаре, рассчитывают по формуле:

, (5)

где t р,i,j - расчетное время эвакуации для j-й группы эвакуируемого контингента при реализации i-го сценария пожара, мин;

t нэ,i,j - время начала эвакуации (интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей) для j-й группы эвакуируемого контингента при реализации i-го сценария пожара, мин;

t бл,i - время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них ОФП, имеющих предельно допустимые для людей значения (время блокирования путей эвакуации) при реализации i-го сценария пожара, мин;

18. Расчетное время эвакуации людей t р из помещений и зданий определяется на основе моделирования движения людей до выхода наружу или в безопасную зону по математической модели индивидуально-поточного движения людей в соответствии с приложением N 4 к настоящей Методике.

19. Время начала эвакуации t нэ определяется в соответствии с приложением N 3 к настоящей Методике.

20. Время блокирования путей эвакуации t бл вычисляется путем расчета времени достижения ОФП предельно допустимых значений на эвакуационных путях в различные моменты времени с помощью полевого метода в соответствии с Приложением 1 Методики 1140.

21. Коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, K п.з, i рассчитывается по формуле:

 

, (5)

 

где K обн,i - коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

K СОУЭ,i - коэффициент, учитывающий соответствие системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

K ПДЗ,i - коэффициент, учитывающий соответствие системы противодымной защиты требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

21. Значение параметра К обн,i принимается равным K обн,i = 0,8, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

объект оборудован системой пожарной сигнализации, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

оборудование объекта системой пожарной сигнализации не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

В остальных случаях K обн,i принимается равным нулю.

22. Значение параметра К СОУЭ,i принимается равным K СОУЭ,i = 0,8, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

объект оборудован системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

оборудование объекта системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

В остальных случаях K СОУЭ,i принимается равным нулю.

23. Значение параметра К ПДЗ,i принимается равным K ПДЗ,i = 0,8, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

объект оборудован системой противодымной защиты, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

оборудование объекта системой противодымной защиты не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

В остальных случаях K ПДЗ,i принимается равным нулю.

24. Индивидуальный пожарный риск для работников метрополитена (R раб) определяется как максимальное значение пожарного риска для конкретного работника из всех находящихся в сооружениях метрополитена:

 

, (6)

 

где - расчетная величина пожарного риска для m-го работника (определяется по формуле (2)),

M - количество работников в сооружениях метрополитена.

25. Условная вероятность воздействия ОФП на работника метрополитена при реализации j-го сценария пожара

, (7)

 

где q i - вероятность присутствия работника в i-м помещении;

N - количество помещений, в которых работник может находиться;

- условная вероятность воздействия на работника опасных факторов пожара при его нахождении в i-м помещении при реализации j-го сценария пожара;

26. Условная вероятность воздействия на работника опасных факторов пожара

, (8)

 

где Р Эij - вероятность эвакуации людей, находящихся в i-ом помещении здания, при реализации j-го сценария пожара;

K п.з,j - коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (определяется по формуле (5)

 

27. Вероятность эвакуации Р Эij определяется по формуле:

 

, (9)

 

где P Э.Пij - вероятность эвакуации людей, находящихся в i-ом помещении здания, по эвакуационным путям при реализации j-го сценария пожара;

P Д.Вij - вероятность выхода из здания людей, находящихся в i-ом помещении, через аварийные или иные выходы.

При отсутствии данных вероятность P Д.Вij допускается принимать равной 0,03 при наличии аварийных или иных выходов и 0,001 при их отсутствии.

28. Вероятность эвакуации по эвакуационным путям P Э.Пij для помещений, входящих в расчетную область j-го сценария пожара определяется по формуле (4).

Для помещений, не входящих в расчетную область (помещения в которых отсутствуют ОФП при реализации j-го сценария пожара), принимается равной 0,999.

 

Приложение N 1
к методике определения расчетных величин пожарного
риска в подземных сооружениях метрополитена

 

Частота реализации сценария пожара

 

N п/п

Сооружения

Частота возникновения пожара в течение года

1

Платформенный зал

2,31·10 -6

2

Вестибюль станции (кассовый зал)

1,66·10 -5

3

Блоки служебных помещений (служебные помещения)

1,63·10 -6

4

Машинный зал эскалатора

3,56·10 -5

5

Эскалаторные тоннели

2,07· 10 -5

6

Перегонный тоннель

5,26·10 -6

7

Подвижной состав

2,50·10 -4

Примечание: частота возникновения пожара в течение года для п/п 1-4 приведена на 1 м2 площади помещений, для п/п 5,6 - на 1 м длины тоннеля, для п/п 7 - на один стандартный вагон (длина вагона 19,2 м).

Приложение N 2
к методике определения расчетных величин пожарного
риска в подземных сооружениях метрополитена

 

Определение количества пассажиров на станции

 

Количество людей и пассажиропотоки определяются для "часа пик".

Количество людей на платформе станции (платформенном зале) N пл рассчитывается по формуле:

 

 

(П2.1)

где П вх - пассажиропоток входа/посадки на станцию, чел/час;

П Пвх - пересадочный пассажиропоток входа/посадки (со смежной станции, со станции ж/д и т.п.), чел/час;

N o - количество ожидающих людей (принимается из расчета 20 человек на один вагон состава каждого пути).

n - количество пар поездов в "час пик", час -1.

Количество людей в составе на k-ом пути N сост,k рассчитывается по формуле:

 

(П2.2)

где П k - пассажиропоток для k-ого пути станции, чел/час;

n - количество пар поездов в "час пик", час -1.

На основе объемно-планировочных решений определяются маршруты движения пассажиропотоков и величины пассажиропотоков на каждом i-ом маршруте движения. При отсутствии информации о пассажиропотоках на каждом из маршрутов пассажиропотоки распределяются равномерно по каждому маршруту.

 

 

(П2.3)

 

 

(П2.4)

 

 

(П2.5)

 

 

(П2.6)

где, П вых - пассажиропоток выхода/высадки со станцию, чел/час;

П Пвых - пересадочной пассажиропоток выхода/высадки (на смежную станцию, на станцию ж/д и т.п.), чел/час.

Определяется количество людей на j-ом участке i-го маршрута (между входом на станцию и выходом на платформу) для каждого пассажиропотока, проходящего по данному участку:

 

 

(П2.7)

 

 

(П2.8)

 

 

(П2.9)

 

 

(П2.10)

 

где N вх,j,i - количество людей на j-ом участке i-го маршрута относящиеся к пассажиропотоку входа/посадки на станцию, чел.;

N вых,j,i - количество людей на j-ом участке i-го маршрута относящиеся к пассажиропотоку выхода/высадки со станцию, чел.;

N Пвх,j,i - количество людей на j-ом участке i-го маршрута относящиеся к пересадочному пассажиропотоку входа/посадки (со смежной станции, со станции ж/д и т.п.), чел.

N Пвых,j,i - количество людей на j-ом участке i-го маршрута относящиеся к пересадочному пассажиропотоку выхода/высадки (на смежную станцию, на станцию ж/д и т.п.), чел.;

L j - длина j-ого участка, м.;

L i - длина i-ого маршрута, м.

Определяется суммарное количество людей на j-ом участке:

 

(П2.11)

где m - количество маршрутов проходящих по j-му участку.

Для участков, где расположены кассы и автоматы по продаже билетов, количество людей, определенное на основе данных о пассажиропотоках, необходимо увеличить на количество людей, находящихся вблизи касс и автоматов по продаже билетов, из расчета не менее чем 10 человек на одну кассу и 5 человек на один автомат.

 

Приложение N 3
к методике определения расчетных величин пожарного
риска в подземных сооружениях метрополитена

 

Определение времени начала эвакуации

 

Значение времени начала эвакуации t нэ (c) для помещения очага пожара следует определять по формуле:

, (П 3.1)

где F - площадь помещения, м 2.

Если местом возникновения пожара является зальное помещение (вестибюль станции, платформенный зал станции) с постоянным пребыванием дежурного персонала и время начала эвакуации, рассчитанное по формуле (П 3.1) превышает 0,5 мин, то значение времени начала эвакуации людей t нэ принимается равным 0,5 мин.

Для помещений, оборудованных системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, значение времени начала эвакуации t нэ определяется по формуле (П 3.2).

 

, (П3.2)

где - время достижения порогового значения срабатывания пожарного извещателя, с;

- время задержки, связанное с инерционностью системы обнаружения пожара, с;

- время задержки, связанное с задержкой оповещения людей при пожаре, с. Принимается равным нулю при одновременном оповещении людей в сооружении или определяется алгоритмом оповещения при поэтапном оповещении;

t предв - время проведения предварительных действий, предшествующих началу эвакуации. Принимается равным 30 с.

Время достижения порогового значения срабатывания пожарного извещателя t пор и время задержки, связанное с инерционностью системы обнаружения пожара , определяются в соответствии с приложением N5 к Методике.

В случае если время начала эвакуации, рассчитанное по формуле (П 3.1), превышает время начала эвакуации, определенное по формуле П 3.2, время начала эвакуации из помещения очага пожара следует принимать по формуле П 3.2.

Время начала эвакуации для помещений и сооружений, не оборудованных системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также для помещений, где время начала эвакуации превышает 3 минуты, следует принимать равным 3 мин.

Значение времени начала эвакуации людей t нэ при пожаре подвижного состава в тоннеле при наличии пешеходной дорожки, конструктивно отделенной от контактного рельса, принимается равным 1,0 мин.

Время начала эвакуации t нэ при пожаре подвижного состава в тоннеле без пешеходной дорожки, конструктивно отделенной от контактного рельса, принимается равным времени, необходимому для снятия напряжения с контактного рельса (определяется согласно проектно-эксплуатационной документацией).

 

Приложение N 4
к методике определения расчетных величин пожарного
риска в подземных сооружениях метрополитена

 

Определение расчетного времени эвакуации tр из сооружений метрополитена

 

Расчетное время эвакуации tр из сооружений метрополитена определяется в соответствии со следующими положениями.

1. Расчетные группы людей, образующие состав людского потока во время эвакуации из сооружений метрополитена, подразделяются на группы людей без ограничения мобильности (M0) и маломобильные группы населения (МГН).

2. Люди без ограничения мобильности (М0), рассматриваемые при эвакуации, подразделяются на 2 группы, которые имеют однородный и неоднородный состав. Указанная классификация представлена в таблице П4.1.

 

Таблица П4.1

 

 

 

 

Группы контингента без ограничения мобильности

Общие характеристики людей групп мобильности

Однородная группа

М0-3

Люди трудоспособного возраста (18 - 60 лет)

Неоднородная группа

М0-5

Группа, состоящая из детей дошкольного и школьного возраста, людей трудоспособного возраста и активных людей пожилого возраста

 

3. Классификация МГН по группам мобильности представлена в таблице П4.2.

 

Таблица П4.2

 

Группы мобильности

Общие характеристики людей групп мобильности

М2

Пожилые немощные люди (имеющие инвалидность или хронические заболевания)

М3

Люди трудоспособного возраста с поражением опорно-двигательного аппарата

М4

Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках

4. На основе Приложения N2 определяется общее количество пассажиров на станции. В качестве основного контингента рассматривается группа М0-5. Количество МГН принимается равным 3% от общего количества пассажиров. Количество людей каждой из групп (М2/М3/М4) следует определять из соотношения: 0,25/0,6/0,15.

5. На основе проектной и иной документации на сооружения метрополитена определяется общее количество работников (группа М0-3) в сооружениях метрополитена.

6. Расчетное значение скорости движения людей на участке эвакуационного пути при определенном значении плотности может быть определено по формуле (П4.1) с учетом данных в таблицах П4.3 и П4.4:

 

,

при D i >D 0i ,

VDi = V0i при Di D0i, (П4.1)

 

где V0i - среднее значение скорости свободного движения людей в потоке (при Dj D0j), м/мин;

где V Di - скорость движения людей в потоке по i-му виду пути, м/мин, при плотности людского потока Di;

Di - значение плотности людского потока на i-м участке эвакуационного пути, чел./м2;

D0i - предельное значение плотности людского потока, до достижения которого возможно свободное движение людей по i-му виду пути (плотность не влияет на скорость движения людей), чел./м2;

ai - коэффициент адаптации людей к изменениям плотности потока при движении по j-му виду пути;

m - коэффициент влияния проема. Значение m принимается равным m = 1 при плотности потока перед границей проема D <0,5 м2/м2. При D 0,5 м2/м2 значение m принимается равным m = 1,25 - 0,05D.

Значения величин ai, D0i и V0i представлены в таблицах П4.3 и П4.5.

 

Таблица П4.3

 

Параметры людского потока для групп основного контингента различного состава без ограничения мобильности (M0)

 

Расчетная группа

Вид пути и значения параметров в формате

V 0 i/a i/D 0 i, м/мин / - / чел/м 2

Средняя площадь горизонтальной проекции, м 2

Горизонтальный

Проем

Лестница вниз

Лестница вверх

 

М0-3

100,0/0,295/0,51

100,0/0,295/0,65

100,0/0,40/0,89

60,0/0,305/0,67

0,1

М0-5

91,4/0,357/0,58

91,8/0,366/0,62

90,0/0,410/0,83

56,1/0,379/0,68

0,121

В таблице П4.3 указаны данные для летней одежды. В случае расчетной эвакуации людей в зимней одежде площадь проекции надо увеличить на 25%.

 

Значение интенсивности движения людей в потоке определенной плотности q Di, чел./(м·мин), а также максимальное значение интенсивности , чел./(м·мин), при движении на i-м участке эвакуационного пути рассчитывается по формулам (П4.2) и (П4.3).

При учете в расчетах площади горизонтальной проекции людей f интенсивности q Di и будут иметь размерность м/мин:

 

q Di = D i·V Di, (П4.2)

, (П4.3)

где - плотности людей в потоке, при которой достигается максимальное значение интенсивности движения для i-го вида пути, чел./м 2 или м 2 2;

- скорость движения людей в потоке по i-му виду пути при плотности потока, в котором достигается максимальное значение интенсивности движения, м/мин.

рассчитывается по формуле:

. (П4.4)

Вне зависимости от типа используемой модели значение q max i и значение интенсивности при максимальной плотности q Dmax i, м/мин, для потоков любого состава не должны превышать значений, приведенных в таблице П4.4.

 

Таблица П4.4

 

Значения величин q max и q Dmax на разных участках пути эвакуации

 

Вид пути

q max, м/мин

q Dmax (при образовании максимальной плотности), м/мин

Горизонтальный путь

16,5

13,5

Дверной проем

19,6

8,5 при 1,6 м;

2,5 + 3,75, при <1,6 м

Лестница вниз

16,0

7,2

Лестница вверх

11,0

9,9

 

7. Людей, входящих в состав групп М2 - М4, с учетом таблицы П4.2 следует относить к одной из групп, параметры движения которых приведены в таблице П4.5.

Таблица П4.5

 

Значения величин ai, D0i и V0i для определения параметров движения людских потоков, состоящих из людей, относящихся к МГН на разных участках пути эвакуации

 

Вид пути

a i

D0i,чел./м 2

V0i,м/мин

Пожилые немощные люди (имеющие инвалидность или хронические заболевания)

Горизонтальный

0,428

0,96

25,00

Проем

0,456

1,02

20,00

Лестница вниз

0,505

1,26

20,00

Лестница вверх

0,338

0,56

20,00

Пандус вниз

0,353

0,58

25,00

Пандус вверх

0,368

0,72

15,00

Люди трудоспособного возраста с поражением опорно-двигательного аппарата

Горизонтальный

0,414

0,77

44,00

Проем

0,345

0,57

38,00

Лестница вниз

0,422

0,96

24,00

Лестница вверх

0,313

0,74

14,00

Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках

Горизонтальный

0,400

0,141

60,00

Пандус вниз

0,400

0,141

60,00

Пандус вверх

0,420

0,156

40,00

 

В таблице П4.5 параметры движения по пандусу вниз и вверх приведены только для пожилых немощных людей (имеющих инвалидность или хронические заболевания) и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Для остальных людей параметры движения по пандусам, если их наклон незначителен (не более 1:8), необходимо определять как для горизонтального пути, при более значительных наклонах - как для лестницы.

8. Площадь горизонтальной проекции людей f, м2/чел., в зависимости от их мобильности, возраста и одежды следует принимать в соответствии с приведенными ниже данными:

0,200 м2/чел. - для людей молодого и среднего возраста (М3) с одной дополнительной опорой; для пожилых немощных людей (M2) без дополнительных опор и с одной дополнительной опорой (в том числе глухих и слабослышащих);

0,96 м2/чел. - для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.

9. При определении расчетного времени эвакуации tр из сооружений метрополитена учитываются следующие особенности:

на каждом эксплуатируемом (действующем) пути станции находится состав с пассажирами;

ожидающие поезд пассажиры равномерно распределены вдоль платформы станции;

люди в вестибюлях, на эскалаторах, лестничных сходах, в переходах на другую станцию распределяются равномерно вдоль рассматриваемого всего пути движения;

эскалаторы остановлены;

одна из лент эскалатора выведена из эксплуатации по техническим причинам (ремонт, замена и т.п.) и не учитывается при составлении расчетной схемы эвакуации;

скорость движения людей по эскалаторам определяется на основе данных для лестниц. При этом, значения скорости приведенные в таблицах П4.3 и П4.5 должны быть уменьшены на 20 % - для станций мелкого заложения и на 40 % - для станций глубокого заложения.

 

Приложение N 5
к методике определения расчетных величин пожарного
риска в подземных сооружениях метрополитена

 

Оценка
времени срабатывания системы пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения

 

1. Время достижения порогового значения параметром, воздействующим на пожарный извещатель, определяется как время появления на высоте размещения пожарных извещателей области с эффективным диаметром, превышающим максимальное определенное нормативными документами расстояние между пожарными извещателями, в каждой точке которой значение воздействующего параметра превышает пороговое. При этом эффективный диаметр определяется по формуле:

 

 

где F - площадь области, в каждой точке которой значение воздействующего параметра превышает пороговое.

Для помещений, в которых допускается устанавливать один пожарный извещатель, площадь данной области должна соответствовать площади помещения.

2. Для определения времени достижения порогового значения полевым методом используются значения параметров, полученные в результате расчета.

3. При использовании извещателей пламени время достижения порогового значения допускается принимать равным 30 с.

4. Пороговые значения параметров, воздействующих на пожарные извещатели, следует принимать в соответствии с технической документацией. При отсутствии данных пороговые значения допускается принимать равными:

для точечных дымовых оптико-электронных пожарных извещателей: оптическая плотность ;

для максимальных тепловых пожарных извещателей: температура T пор принимается в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса пожарного извещателя. При отсутствии данных о классе пожарного извещателя принимается равной значению, превышающему максимально возможную в течение года температуру в помещении на 20 °C;

для дифференциальных тепловых пожарных извещателей: скорость изменения температуры 10 °C/мин;

для максимально-дифференциальных тепловых пожарных извещателей время достижения порогового значения определяется по первому из времен для максимального и дифференциального извещателя;

для дымовых аспирационных пожарных извещателей:

класса A ;

класса B ;

класса C ;

для извещателей газовых по концентрации CO: объемная концентрация CO 100 ppm;

для спринклерных АУП, выполняющих функцию системы пожарной сигнализации: принимается равной значению, превышающему максимально возможную в течение года температуру в помещении на 30 °C.

При использовании линейных дымовых пожарных извещателей, расположение которых известно (на основании проектных данных или фактического расположения), допускается проводить интегрирование оптической плотности дыма вдоль пути луча и определять время достижения порогового значения путем сравнения с пороговым значением 5,2 Дб.

При отсутствии данных о типе пожарных извещателей расчет следует проводить исходя из оборудования помещения точечными дымовыми оптико-электронными пожарными извещателями, за исключением помещений, которые в соответствии с условиями эксплуатации не могут быть ими оборудованы (автостоянки, кухни и так далее). В последнем случае расчет следует проводить для максимальных тепловых извещателей. При этом, если впоследствии предусматриваются иные типы пожарных извещателей, расчет следует провести повторно.

5. Время задержки, связанное с инерционностью системы обнаружения пожара , допускается принимать равным 20 с.

При использовании дымовых аспирационных извещателей к времени задержки следует добавлять время транспортирования пробы воздуха от максимально удаленного от блока обработки дымовсасывающего отверстия до технических средств обнаружения дыма. При отсутствии информации указанное время допускается принимать равным:

для извещателей класса A - 60 с;

для извещателей класса B - 90 с;

для извещателей класса C - 120 с.

 

Спроектирована методика определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена. Ее планируется ввести в действие с 1 июня 2026 г.

Применение методики позволит разрабатывать противопожарные мероприятия, обеспечивающие безопасность людей при пожарах на подземных объектах метрополитенов.