Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 2405"
(подготовлен Минприроды России 03.07.2024 г.)
Во исполнение пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 14 июня 2024 г. N ДП-П11-17913 Минприроды России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 2405" (далее - проект постановления), предусматривающий установление коэффициентов к ставкам платы, предусмотренным таблицей 15 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), при строительстве и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
Проектом постановления предусматривается поэтапное равномерное увеличение ставок платы в период с 2025 по 2026 годы.
Как показал анализ данных отраслевой отчетности 1-ОИП, за период с 2019 по 2023 годы отмечается значительное увеличение поступлений платы за использование лесов в федеральный бюджет в целях строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
Так, в 2019 году за данный вид использования в федеральный бюджет поступило 313 755,13 тыс. руб.
При этом в последующие годы отмечается высокий темп увеличения платежей по указанному виду использования лесов и уже в 2023 году платежи в федеральный бюджет составили 938 358,68 тыс. руб. Таким образом, за указанный период плата в федеральный бюджет увеличилась почти в 3 раза.
Коэффициент увеличения платежей: 938 358,68 тыс. руб. / 313 755,13 тыс. руб. = 3.
Высокие темпы роста также отмечаются и по площадям земель лесного фонда, предоставленным для данного вида использования лесов.
Так, в 2019 году по данному виду использования лесов на платной основе находилось в пользовании - 11 409,25 га, а уже в 2023 году данный показатель составил - 29 079,49 га. За рассматриваемый период увеличение площадей лесных участков произошло в 2,6 раза.
Коэффициент увеличения площадей: 29 079,49 га / 11 409,25 га = 2,6.
Как показал анализ, рост платежей связан с увеличением площадей лесных участков, предоставленных в пользование.
Таким образом, отмечается потребность в пересмотре минимальных значений ставок платы за данный вид использования лесов и приведении их к реальной экономической ситуации в сфере использования лесных участков для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
В этой связи в целях достижения равновесной минимальной стоимости лесных участков с учетом значительных темпов роста спроса на данный вид использования лесов в проекте постановления предлагается применить повышающий коэффициент, учитывающий спрос на данный вид использования лесов, проиндексировав действующие ставки платы на коэффициент 2,6.
Индексация размера арендной платы на повышающий коэффициент 2,6 позволит увеличить поступление доходов в федеральный бюджет от данного вида использования лесов.
Предложения Минприроды России об индексации размера арендной платы за использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, применив повышающий коэффициент 2,6, были направлены в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Данные предложения согласованы Минэкономразвития России (письмо от 15.05.2024 N 16456-КМ/Д18и), Минюстом России (письмо от 15.05.2024 N 09/49171-ЕА), Росреестром (письмо от 13.05.2024 N 11-4252-АБ/24).
Предлагаемые проектом постановления значения коэффициентов к ставкам платы, предусмотренным таблицей 15 Постановления N 310, рассчитаны как произведение действующих коэффициентов в период с 2025 по 2026 годы и повышающего коэффициента 2,6.
Срок вступления в силу проекта постановления предлагается определить с 1 января 2025 года в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации о вступлении в действие закона о бюджете.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проектом постановления не регулируется предоставление государственных услуг, а также предоставление субсидий, предусматривающих выделение грантов бюджетными и автономными учреждениями организациям (кроме некоммерческих организаций) и индивидуальным предпринимателям, и оказание мер поддержки, предусматривающих адресную поддержку населению.
В связи с этим обеспечение самопроверки проекта постановления с использованием листов самопроверки на соответствие принципам и стандартам клиентоцентричности не требуется (поручение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2023 г. N ДГ-П36-3707).
Проект постановления не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие и реализация постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 2405"
Во исполнение пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 14 июня 2024 г. N ДП-П11-17913 Минприроды России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 2405" (далее - проект постановления), предусматривающий установление коэффициентов к ставкам платы, предусмотренным таблицей 15 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), при строительстве и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
Проектом постановления предусматривается поэтапное равномерное увеличение ставок платы в период с 2025 по 2026 годы.
Как показал анализ данных отраслевой отчетности 1-ОИП, за период с 2019 по 2023 годы, отмечается значительное увеличение поступлений платы за использование лесов в федеральный бюджет в целях строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
Так, в 2019 году за данный вид использования в федеральный бюджет поступило 313 755,13 тыс. руб.
При этом в последующие годы отмечается высокий темп увеличения платежей по указанному виду использования лесов и уже в 2023 году платежи в федеральный бюджет составили 938 358,68 тыс. руб. Таким образом, за указанный период плата в федеральный бюджет увеличилась почти в 3 раза.
Коэффициент увеличения платежей: 938 358,68 тыс. руб. / 313 755,13 тыс. руб. = 3.
Высокие темпы роста также отмечаются и по площадям земель лесного фонда, предоставленным для данного вида использования лесов.
Так, в 2019 году по данному виду использования лесов на платной основе находилось в пользовании - 11 409,25 га, а уже в 2023 году данный показатель составил - 29 079,49 га. За рассматриваемый период увеличение произошло в 2,6 раза.
Коэффициент увеличения площадей: 29 079,49 га / 11 409,25 га = 2,6.
Как показал анализ, рост платежей связан с увеличением площадей лесных участков предоставленных в пользование.
Таким образом, отмечается потребность в пересмотре минимальных значений ставок платы за данный вид использования и приведении их к реальной экономической ситуации в сфере использования лесных участков для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
В этой связи в целях достижения равновесной минимальной стоимости лесных участков с учетом значительных темпов роста спроса на данный вид использования лесов в проекте постановления предлагается применить повышающий коэффициент, учитывающий спрос на данный вид использования лесов, проиндексировав действующие ставки платы на коэффициент 2,6.
Индексация размера арендной платы на повышающий коэффициент 2,6 позволит увеличить поступление доходов в федеральный бюджет от данного вида использования лесов.
Для расчета прогноза доходов на 2025 и 2026 годы использовалась база действующих договоров по фактически поступившим платежам в размере 938 358,68 тыс. руб. и коэффициенты к ставкам платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 N 2405 (2023 год - 2,59, 2024 год - 2,7, 2025 год - 2,82 и на 2026 год - 2,93).
Темп роста коэффициента к ставкам платы составляет: 2024 год - 1,04 (2,7/2,59), 2025 год - 1,04 (2,82/2,7), 2026 год - 1,04 (2,93/2,82).
Таким образом, дополнительные прогнозные доходы федерального бюджета составят:
2025 год: (938 358,68 х 2,6 х 1,04) - 938 358,68 х 1,04 = 1 561 429 тыс. руб.
2026 год: (938 358,68 х 2,6 х 1,04 х 1,04) - 938 358,68 х 1,04 х 1,04 = 1 623 886 тыс. руб.
Принятие и реализация постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.