Доработанный текст проекта Приказа МЧС России "Об утверждении Примерного положения о спасательных службах"
(подготовлен МЧС России от 21.05.2024)
В соответствии с абзацем десятым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, приказываю:
Утвердить Примерное положение о спасательных службах согласно приложению к настоящему приказу.
Министр |
А.В. Куренков |
УТВЕРЖДЕНО
приказом МЧС России
от __________________ N_____
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Примерное положение о спасательных службах (далее - Примерное положение) определяет состав, структуру, основные задачи, функции и порядок организации деятельности спасательных служб.
2. Спасательные службы создаются на нештатной основе для выполнения или обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне.
3. Спасательные службы являются силами гражданской обороны и представляют собой объединения сил и средств, созданных исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, способными к совместному выполнению или обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
4. Спасательные службы создаются и поддерживаются в готовности:
исполнительными органами субъектов Российской Федерации - спасательные службы субъектов Российской Федерации;
органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов и городских поселений - спасательные службы муниципальных образований.
5. Спасательные службы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, соответствующих субъектов Российской Федерации, соответствующими муниципальными правовыми актами и Примерным положением.
6. Спасательные службы выполняют возложенные на них задачи и функции в соответствии с планами приведения в готовность гражданской обороны и планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
7. С организациями, включенными в состав спасательных служб, могут заключаться договоры (контракты) на выполнение мобилизационных заданий (заказов) на обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в установленном порядке.
8. Организации и (или) структурные подразделения организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным корпорациям (компаниям), могут включаться в состав спасательных служб по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями (компаниями).
9. Организации, не подведомственные исполнительным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, могут привлекаться в состав спасательных служб на договорной основе.
10. К спасательным службам не применяются требования по аттестации аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.
11. К формированиям и гражданам Российской Федерации, входящим в состав спасательной службы, применяются требования по аттестации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
12. К организациям, входящим в состав спасательной службы, применяются требования по лицензированию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
II. СОСТАВ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
13. Состав, задачи и функции спасательных служб определяются положениями о спасательных службах, утверждаемыми должностными лицами субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), осуществляющими руководство гражданской обороной на территории субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (далее - руководители гражданской обороны), с учетом прилагаемого примерного перечня спасательных служб (далее - примерный перечень) и на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач по согласованию с территориальным органом МЧС России.
14. При включении в состав спасательной службы нескольких органов власти решением руководителя гражданской обороны определяется один из органов власти, координирующий мероприятия по созданию, поддержанию в готовности и организации применения спасательной службы (далее - координирующий орган).
15. Структура, численность и оснащение спасательной службы определяются решением руководителя координирующего органа и могут включать в себя:
руководителя спасательной службы - руководителя (заместителя руководителя, должностное лицо) координирующего органа;
орган управления спасательной службой - штаб спасательной службы, формируемый из числа должностных лиц органов власти, входящих в состав спасательной службы;
функциональные подразделения - организации, имеющие специалистов, специальную технику, оборудование, снаряжение и другие материальные средства для обеспечения выполнения соответствующих мероприятий по гражданской обороне.
16. Спасательные службы комплектуются должностными лицами органов власти и организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
17. Решениями руководителей гражданской обороны могут дополнительно создаваться иные спасательные службы, не включенные в примерный перечень, в целях обеспечения выполнения всех мероприятий по гражданской обороне, планируемых на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
18. Основные задачи спасательных служб:
выполнение или всестороннее обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне при подготовке к ведению и при ведении гражданской обороны;
выполнение неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.
19. Основные функции спасательных служб:
участие в разработке планов приведения в готовность гражданской обороны и планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
оказание медицинской помощи населению, пострадавшему при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - пострадавшее население);
осуществление транспортного и инженерного обеспечения мероприятий по гражданской обороне;
участие в оповещении населения с использованием технических средств передачи информации;
участие в обеспечении укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;
участие в осуществлении первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, в том числе предоставлении пострадавшему населению коммунально-бытовых услуг, проведении санитарно-гигиенических процедур среди пострадавшего населения, а также обеспечении пострадавшего населения продовольствием и предметами первой необходимости;
участие в проведении мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения;
участие в выполнении мероприятий по защите культурных ценностей и архивных документов;
осуществление работ по ремонту и восстановлению коммунально-энергетических сетей, необходимых для жизнеобеспечения населения и функционирования организаций в военное время;
участие в обеспечении накопления, хранения и выдачи создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в порядке, определяемом создающими указанные запасы исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
участие в восстановлении и охране общественного порядка*(1);
проведение мероприятий по массовому захоронению трупов в военное время;
локализация и тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, связанных с ликвидацией пожаров, в очагах поражения, возникших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
осуществление мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, источников воды, кормов;
участие в разработке и осуществлении мероприятий по светомаскировке организаций, городов и других населенных пунктов;
обеспечение устойчивой работы водопроводных, газовых, энергосетей, ликвидация аварий и проведение других неотложных работ на них.
20. Решениями руководителей гражданской обороны на спасательные службы могут возлагаться другие задачи и функции.
III. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ
21. Общее руководство спасательными службами субъекта Российской Федерации (муниципального образования) при подготовке к ведению и при ведении гражданской обороны осуществляется руководителем гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
22. Управление спасательными службами при ведении гражданской обороны осуществляется органами, осуществляемыми управление гражданской обороной на соответствующих территориях.
23. Руководитель спасательной службы осуществляет непосредственное руководство спасательной службой и организует:
выполнение спасательной службой возложенных на нее задач и функций при подготовке к ведению и ведении гражданской обороны;
участие должностных лиц спасательной службы в разработке плана гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
взаимодействие с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и силами гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
24. Руководитель спасательной службы может принимать решения, направленные на эффективное выполнение спасательной службой возложенных на нее задач и функций при ведении гражданской обороны. Форма утверждения решения определяется руководителем гражданской обороны в положении о спасательной службе.
25. Штаб спасательной службы обеспечивает:
сбор, обработку и представление руководителю спасательной службы информации в области гражданской обороны при подготовке к ведению и при ведении гражданской обороны;
взаимодействие между органами, осуществляющими управление гражданской обороной, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или структурными подразделениями указанных органов, а также организациями и (или) структурными подразделениями организаций, включенными в состав спасательной службы, при подготовке к ведению и при ведении гражданской обороны;
подготовку решений руководителя спасательной службы при подготовке к ведению и при ведении гражданской обороны;
выполнение других задач, определяемых руководителем спасательной службы.
26. Спасательные службы оснащаются специальной техникой, оборудованием, снаряжением и другими материальными средствами, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, выполняющие задачи в области обороны, или использования в их интересах.
Оснащение спасательных служб осуществляется за счет специальной техники и имущества, имеющейся в исполнительных органах субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, а при их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других органов и организаций.
Закрепление за спасательными службами специальной техники и имущества других органов и организаций производится на договорной основе.
Непосредственная передача специальной техники и имущества осуществляется с введением в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично.
27. Для спасательных служб время приведения в готовность к применению по предназначению при введении в действие планов гражданской обороны и защиты населения не должно превышать 3 часов.
28. Подготовка личного состава спасательных служб осуществляется в установленном порядке*(2).
29. Спасательные службы выполняют возложенные на них задачи во взаимодействии со спасательными воинскими формированиями МЧС России, подразделениями Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями, подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями, а также создаваемыми на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальными формированиями.
30. Ответственность за подготовку сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут руководители спасательных служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти силы.
31. Финансирование спасательных служб осуществляется в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Приложение
к Примерному положению о спасательных службах
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ
1. Медицинская спасательная служба.
2. Инженерная спасательная служба.
3. Коммунально-техническая спасательная служба.
4. Спасательная служба оповещения и связи.
5. Спасательная служба защиты культурных ценностей и архивных документов.
6. Автотранспортная спасательная служба.
7. Спасательная служба торговли и общественного питания.
8. Спасательная служба срочного захоронения.
9. Спасательная служба охраны общественного порядка.
10. Противопожарная спасательная служба.
12. Спасательная служба защиты животных и растений.
-------------------------------------------
*(1) Глава 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"
*(2) Положение о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предложено примерное положение о спасательных службах.
Службы создаются органами власти и организациями на нештатной основе для выполнения или обеспечения мероприятий по ГО. Оговорены их состав, структура, основные задачи, функции и порядок организации деятельности.