Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 03.07.2024 г.)
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации статья 85, часть 4 статьи 87 и статья 211 КАС признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку устанавливая возможность применения судом по административному иску об оспаривании нормативного правового акта, мер предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого акта к административному истцу, необоснованно ограничивают полномочия суда по применению иных мер предварительной защиты по административному иску.
Так, при оспаривании по правилам главы 21 КАС нормативных правовых актов регионального органа охраны объектов культурного наследия об отказе в придании конкретному объекту, обладающему признаками объекта культурного наследия, статуса выявленного объекта культурного наследия не могут быть применены меры, позволяющие сохранить такой объект до окончания судебного спора, что обуславливает неопределенность в вопросе наличия возможного риска для общества и государства по утрате памятников истории и культуры.
Из судебной практики по данной категории дел следует, что суды отказывают административным истцам в применении предварительных мер защиты в виде приостановления действия оспариваемого нормативного правового акта, если меры заявлены не в отношении истца, а также в виде обязания собственника земельного участка воздержаться от ведения какой-либо деятельности на территории земельных участков со ссылкой на положения статьи 211 КАС (Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2022 г.
N 88а-4395/2022, Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2022 г. N 88а-13578/2022).
В соответствии со статьей 211 КАС по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 211 КАС, согласно которому принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов допускается в случае, если такие акты оказывают воздействие на правовой режим объектов права, а также порождают особые условия их использования (эксплуатации) и защиты.
Статистическая информация по количеству примененных мер предварительной защиты по административным искам об оспаривании нормативного правового акта у Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации отсутствует.
Вместе с тем, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, судами в 2022 году удовлетворено 1468 ходатайств о приостановлении полностью или в части действия оспариваемого решения, 1206 - о запрете совершать определенные действия, 621 - о приостановлении действий судебного пристава- исполнителя, 2535 - по иным мерам предварительной защиты; в 2023 году
- 2512, 1724, 797 и 1638 соответственно.
Принятие предлагаемого законопроектом изменения позволит привести положения КАС в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и согласно части 2 статьи 85 КАС предоставит возможность судам применять иные меры предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.