Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного комплекса и водохозяйственных комплексов"
(подготовлен Минприроды России 05.07.2024 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Образовать Правительственную комиссию по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного комплекса и водохозяйственных комплексов.
2. Утвердить прилагаемое Положение о Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного комплекса и водохозяйственных комплексов.
3. Упразднить Правительственную комиссию по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, Правительственную комиссию по вопросам развития лесного комплекса.
4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения некоторых актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от __.__.2024 г. N ___
ПОЛОЖЕНИЕ
о Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного комплекса и водохозяйственных комплексов
1. Правительственная комиссия по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного комплекса и водохозяйственных комплексов (далее - Комиссия) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов, организаций по вопросам создания условий для устойчивого развития и функционирования в сферах природопользования, охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), разработки и реализации основных направлений государственной политики в сфере развития лесного хозяйства и лесной промышленности (далее - лесной комплекс), принятия сбалансированных и эффективных управленческих решений по развитию водохозяйственных комплексов, в том числе водохозяйственных комплексов бассейнов рек Волги и Дона.
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Комиссии являются:
3.1. Координация действий:
а) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов и организаций по вопросам:
- создания условий для устойчивого развития и функционирования в сферах природопользования и охраны окружающей среды и обращения с отходами;
- государственной политики в области геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- государственной политики в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся нормирования вредных воздействий на окружающую среду;
- государственного управления водохозяйственными комплексами Российской Федерации;
- управления особо охраняемыми природными территориями;
- осуществления контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе государственного экологического контроля (надзора);
- изменения климата, адаптации к климатическим изменениям и их последствиям, а также ограничения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения экологическими системами, за исключением вопросов в этой сфере, связанных с обеспечением адаптации Российской Федерации к глобальному энергопереходу;
- совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях стимулирования развития природопользования и охраны окружающей среды;
- совершенствования механизмов общественного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
- выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде, а также организации работ по их ликвидации;
- совершенствования государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
- выработки единых принципов и подходов в области обращения с отходами, а также в области вовлечения вторичных ресурсов в повторное использование;
- формирования инструментов и механизмов по внедрению принципов экономики замкнутого цикла;
б) органов исполнительной власти и организаций в целях устойчивого лесоуправления, внедрения способов инновационного использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств Российской Федерации в части лесов, а также повышение долгосрочной конкурентоспособности лесного комплекса и увеличение его вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации;
в) органов исполнительной власти и организаций в целях реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов стратегического планирования в сфере развития лесного комплекса и смежных отраслей экономики;
г) федеральных органов исполнительной власти по вопросам:
- подготовки предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в целях развития водохозяйственных комплексов;
- подготовки предложений по разработке и реализации целевых программ и проектов, а также инвестиционных проектов в целях развития водохозяйственных комплексов, включая водохозяйственные комплексы бассейнов рек Волги и Дона.
3.2. Рассмотрение и выработка решений по стратегическим направлениям реализации государственной политики в сфере развития лесного комплекса, в том числе по совершенствованию нормативного правового регулирования.
3.3. Рассмотрение и выработка предложений по вопросам реализации целей и задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в рамках национальных и федеральных проектов, затрагивающих вопросы развития лесного комплекса и смежных с ним отраслей.
3.4. Обеспечение согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по решению вопросов:
снижения антропогенной нагрузки на водные объекты и их водосборные площади (включая внедрение наилучших технологий), в том числе снижения объемов сброса загрязненных сточных вод путем модернизации действующих и строительства новых очистных сооружений, улучшения состояния и благоустройства водоохранных зон, соблюдения режимов хозяйственной деятельности в зонах затопления;
своевременного планирования и определения приоритетов мероприятий по расчистке русел и дноуглублению притоков рек Волги и Дона и других водных объектов, мероприятий по рыбохозяйственной мелиорации;
реконструкции существующих, строительства новых гидротехнических сооружений (далее - ГТС) и ликвидации бесхозяйных и незаконно возведенных ГТС;
адаптации и поддержания в надлежащем состоянии водозаборов для гарантированной работы в условиях маловодья;
оптимального сезонного отраслевого перераспределения водоотдачи Волжско-Камского каскада и Цимлянского водохранилища с учетом социального фактора и современных потребностей приоритетных отраслей экономики;
планирования и определения оптимальных режимов обводнения Нижней Волги в весенний период в целях обеспечения нужд сельского хозяйства, включая сохранение водных биоресурсов;
4. Комиссия для выполнения возложенной на нее задачи осуществляет следующие функции:
4.1. Рассматривает:
а) проекты программных документов (концепций, доктрин, стратегий и других документов) федеральных органов исполнительной власти, а также проекты государственных (федеральных целевых) программ, затрагивающих вопросы природопользования, охраны окружающей среды и адаптации к изменениям климата;
б) предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии, в частности предложения:
- о разработке нормативных правовых актов, направленных на развитие лесного комплекса;
- федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации по мерам стимулирования, в том числе по совершенствованию нормативных правовых актов, в части вовлечения вторичных ресурсов и вторичного сырья в повторное использование, а также вопросы развития инфраструктуры в сфере обращения с отходами от использования товаров;
- по заключению исполнительными органами субъектов Российской Федерации соглашений, предусматривающих возможность межрегионального перемещения отходов;
- федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации в части корректировки тарифной политики в области обращения с отходами;
- федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации по оптимизации и снижению продолжительности установленных согласительных процедур, предусмотренных для принятия решения о создании объектов по обращению с отходами;
- федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации в части использования по возможности имущественных комплексов объектов по уничтожению химического оружия для обезвреживания отходов I и II классов опасности;
- федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации по развитию сети экопромышленных парков как площадок для разработки и внедрения новых технологий в области обращения с отходами, включая их обработку, утилизацию и обезвреживание;
- федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации в части стимулирования внедрения наилучших доступных технологий в области обращения с отходами;
в) вопросы реализации документов стратегического планирования, национальных и федеральных проектов, затрагивающих вопросы развития лесного комплекса и смежных с ним отраслей;
г) информацию о ходе исполнения указов и поручений Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации по вопросам развития лесного комплекса;
д) вопросы федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны, федерального государственного надзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними, борьбы с незаконной заготовкой и нелегальным оборотом древесины;
е) вопросы повышения эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов;
ж) вопросы развития экономики замкнутого цикла в лесном комплексе и гарантированного обеспечения экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов, лесоразведение;
з) вопросы повышения доходности лесного комплекса и обеспечения синергетического и мультипликативного эффектов за счет развития смежных с лесным комплексом отраслей экономики;
и) вопросы сохранения и восстановления экологического потенциала лесов и стимулирования рационального лесопользования;
к) вопросы обеспечения комплексного использования и глубокой переработки древесины и иных лесных ресурсов;
л) вопросы развития кадрового, технологического и научного потенциала лесного комплекса;
м) вопросы поддержки проектов развития перерабатывающих производств, в том числе развития деревянного домостроения;
н) вопросы стимулирования спроса и развития рынков сбыта продукции лесного комплекса;
о) вопросы внедрения биржевых механизмов торговли лесоматериалами;
п) вопросы обеспечения лесного комплекса современными машинами и механизмами российского производства.
4.2. Обеспечивает проведение анализа эффективности мер государственного регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды.
4.3. Организует контроль за исполнением решений Комиссии.
5. Комиссия имеет право:
5.1. Привлекать к работе представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, иных органов, организаций.
5.2. Запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов, организаций информацию по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии.
5.3. Заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.
5.4. Создавать в установленном порядке рабочие группы из числа специалистов и экспертов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Комиссии.
6. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.
В состав Комиссии входят председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии, ответственный секретарь Комиссии и члены Комиссии.
7. В рамках Комиссии формируются подкомиссия по развитию лесного комплекса и подкомиссия по развитию водохозяйственных комплексов (далее - подкомиссии).
Председателями подкомиссий являются заместители председателя Комиссии.
Составы подкомиссий утверждаются их председателями.
Положения о подкомиссиях утверждаются председателем Комиссии.
8. В случае создания рабочих групп положение о рабочей группе утверждается председателем Комиссии.
Председателем рабочей группы является заместитель председателя Комиссии.
9. Председателем Комиссии является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
10. Председатель Комиссии:
а) осуществляет общее руководство работой Комиссии и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комиссию задач;
б) распределяет обязанности между членами Комиссии;
в) утверждает состав рабочих групп Комиссии;
г) утверждает планы работы Комиссии;
д) утверждает регламент работы Комиссии.
11. Ответственный секретарь Комиссии:
а) организует подготовку заседаний Комиссии;
б) обеспечивает подготовку плана работы Комиссии, проектов повестки дня заседаний Комиссии, организует подготовку материалов к заседаниям Комиссии и проектов решений Комиссии;
в) обеспечивает информирование членов Комиссии о дате, месте и времени проведения заседаний Комиссии и о вопросах, включенных в повестку дня заседания Комиссии, в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания Комиссии;
г) получает материалы, необходимые для подготовки заседания Комиссии, которые представляются в Комиссию заинтересованными органами, к компетенции которых относятся вопросы повестки дня заседания Комиссии;
д) выполняет иные обязанности по поручению председателя Комиссии или его заместителя.
12. Члены Комиссии:
а) вносят председателю Комиссии предложения по плану работы Комиссии, повестке дня заседаний Комиссии и порядку обсуждения вопросов на заседаниях Комиссии;
б) участвуют в подготовке материалов к заседаниям Комиссии, а также проектов решений Комиссии;
в) лично присутствуют на заседаниях Комиссии, участвуют в обсуждении рассматриваемых вопросов и выработке решений;
г) при невозможности лично присутствовать на заседании Комиссии извещают об этом ответственного секретаря Комиссии.
13. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом и планом работы, которые принимаются на заседании Комиссии и утверждаются ее председателем.
План работы Комиссии формируется ответственным секретарем Комиссии с учетом предложений заместителя председателя Комиссии и членов Комиссии.
14. Заседание Комиссии проводит председатель Комиссии или по его поручению - заместитель председателя Комиссии.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания.
Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины ее членов. Члены Комиссии участвуют в ее заседании без права замены.
Член Комиссии в случае его отсутствия на заседании имеет право изложить свое мнение по рассматриваемому вопросу в письменной форме и направить его ответственному секретарю Комиссии.
На заседания Комиссии могут приглашаться не входящие в состав Комиссии представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных органов, организаций, ученые, специалисты, общественные деятели и иные лица.
15. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии.
Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем Комиссии.
В случае несогласия с принятым решением член Комиссии вправе изложить в письменной форме свое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Комиссии.
16. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех представленных в ней федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов, организаций, если иное не установлено федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации, а также за исключением решений, оказывающих влияние на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
17. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Аппарат Правительства Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от __.__.2024 г. N ___
ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации
1. Абзац третий пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2015 N 227 "О реорганизации Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики и об образовании Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики и Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2020 N 585 "О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 N 888 "О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды"
4. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2024 N 525 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
5. Пункты 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1508 "О реорганизации Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации и об образовании Правительственной комиссии по вопросам развития лесного комплекса".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.