Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен МВД России 08.07.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект федерального закона) разработан в рамках исполнения подпункта "е" и абзаца второго подпункта "ж" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. N Пр-2300*(1), пунктов 25 и 26 поручения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N ТГ-П44-21536 и направлен на повышение эффективности и оперативности удаления за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), представляющих угрозу общественной безопасности и правопорядку, а также на ужесточение административной ответственности иностранных граждан за совершение правонарушений в сфере миграции.
В последние годы наблюдается усиление противоправной активности иностранных граждан, особенно в области общественной безопасности и правопорядка.
В 2023 году фиксировались случаи массовых драк и беспорядков, непосредственными участниками которых являлись мигранты. Самые крупные столкновения произошли летом 2023 г. в г. Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутской области, Республике Татарстан, г. Владивостоке, Ленинградской области.
На контроле МВД России находилось 59 конфликтных ситуаций между мигрантами. За нарушения общественного порядка в территориальные органы МВД России доставлено более 1,5 тыс. таких граждан, из них к административной ответственности привлечено свыше 1,2 тыс. чел.
Противоправная деятельность иностранных граждан зачастую сопровождается насильственными действиями, создающими угрозу жизни и безопасности граждан, применением силы в отношении представителей власти, а также воспрепятствованием нормальному функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры.
Кроме того, в отдельных случаях иностранные граждане открыто выражают свое неуважение к общероссийским ценностям, допускают разжигающие межнациональную рознь высказывания, в том числе в средствах массовой информации, включая различные мессенджеры и Интернет-сайты.
Согласно статистической отчетности МВД России за 2020 - 2023 годы в среднем иностранцами ежегодно совершается свыше 235 тыс. административных правонарушений (без учета нарушений в сфере миграции, транспорта и безопасности дорожного движения*(2)), и данный показатель не имеет устойчивой тенденции к снижению (2020 г. - 208,6 тыс., 2021 г. - 276,4 тыс., 2022 г. - 249,9 тыс., 2023 г. - 206,6 тыс.).
Значительное количество протоколов за рассматриваемый период составлено в отношении иностранных граждан за действия, связанные с неповиновением законному распоряжению правоохранительных органов (по статье 19.3 КоАП - 8,6 тыс. протоколов), посягающих на общественную безопасность и правопорядок (по статьям 20.1 и 20.2 КоАП - 209 тыс. протоколов), экстремистской направленности (по статье 20.3 КоАП - 498 протоколов).
Подобные факты широко обсуждаются в российском обществе и способствуют росту социальной напряженности среди коренного населения России и формированию в нашей стране негативного отношения к иностранным гражданам.
Федеральными законами от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", от 25 июля 2022 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к иностранным гражданам, виновным в совершении противоправных деяний, посягающих на общественную и государственную безопасность, а также правопорядок, помимо их привлечения к уголовной или административной ответственности, могут быть применены меры государственного принуждения, влекущие прекращение их пребывания (проживания) в Российской Федерации и удаление за пределы страны с последующим установлением запрета на въезд в Российскую Федерацию.
Так, в отношении иностранных граждан указанной категории принимаются решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию (далее - решения о нежелательности пребывания, решения о неразрешении въезда соответственно).
Лица, в отношении которых такие решения приняты, обязаны выехать из Российской Федерации в установленном законодательством порядке, при этом невыехавшие иностранные граждане подлежат депортации.
Вместе с тем, несмотря на наличие законодательно закрепленного механизма удаления с территории России иностранных граждан, совершивших административные правонарушения, характеризующиеся повышенной опасностью, помимо их привлечения к административной ответственности, потребуется осуществить дополнительно до пяти административных процедур: после вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении принять решение о нежелательности пребывания или о неразрешении въезда, ознакомить иностранного гражданина с таким решением под подпись, проконтролировать его выезд, а в случае невыезда - вынести и исполнить решение о депортации.
В целях сокращения количества указанных процедур и, как следствие, повышения оперативности принудительного удаления из России иностранных граждан обозначенной категории законопроектом предлагается дополнить составы административных правонарушений экстремисткой направленности и посягающие на общественную безопасность и правопорядок, субъектами которых могут являться иностранные граждане, административным наказанием в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
С учетом того, что указанные административные правонарушения характеризуются повышенной общественной опасностью, данный вид наказания предлагается определить в качестве обязательного.
Принимая во внимание, что действующей редакцией КоАП за совершение отдельных административных правонарушений, санкции которых законопроектом дополняются административным выдворением за пределы Российской Федерации, предусматривается наложение основного наказания в виде штрафа и обязательного дополнительного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, а в силу части 3 статьи 3.3 КоАП виновному лицу за совершение одного административного правонарушения не может быть назначено два и более дополнительных наказаний, законопроектом в указанных административных правонарушениях предлагается вместо штрафа в качестве основного наказания установить административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Кроме того, проектом федерального закона предусматривается увеличение размеров штрафов для физических лиц за отдельные административные правонарушения, предусмотренные главой 18, а также частью 3 статьи 20.25 КоАП.
Проведенный мониторинг положений раздела II "Особенная часть" КоАП показал, что основные размеры штрафов за административные правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП, были установлены в 2007 году и до настоящего времени не менялись. Впоследствии в разные годы вводились новые составы административных правонарушений в сфере миграции, в санкциях которых предусматривались аналогичные размеры штрафов, за исключением правонарушений, совершенных в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
При этом инфляция в Российской Федерации с 2007 года составила более 238%, размер прожиточного минимума для трудоспособного населения за указанный период вырос на 276,7%. С учетом того, что на протяжении последних 6 лет количество совершаемых административных правонарушений в сфере миграции составляет от 720 тыс. до 840 тыс. ежегодно и не имеет тенденции к снижению, полагаем, что установленные действующей редакцией КоАП размеры штрафов для физических лиц не отвечают современной экономической и миграционной ситуации и не оказывают должного стимулирующего эффекта для правомерного поведения.
Проведенный анализ статистических сведений по форме 1-АП за 2019-2023 годы показал, что уровень взыскаемости штрафов, наложенных на иностранных граждан (по статьям 18.8, 18.10, части 2 статьи 18.17, статье 18.20 и части 1 статьи 19.27 КоАП) достиг 87%.
Несмотря на сокращение более чем в 2 раза численности въехавших в Российскую Федерацию в 2021 году иностранных граждан по сравнению с "допандемийным" 2019 годом, согласно сведениям Банка России размер осуществленных нерезидентами России трансграничных переводов в 2021 году составил 649,5 млрд руб., что превысило аналогичный показатель 2019 года (560,5 млрд руб.).
По информации Росфинмониторинга (письмо от 6 февраля 2023 г. N 06-00-10/2315), объем денежных исходящих переводов без открытия банковского счета, осуществленных иностранными гражданами с территории Российской Федерации, в 2022 году по сравнению с 2021 годом увеличился в 3 раза (с 53,2 млрд руб. до 163,4 млрд руб.).
Минимальный размер оплаты труда в России на 1 января 2023 г. составил 19 242 руб. (с 2017 года рост на 146,7%).
По данным Росстата (в открытом доступе на Интернет-сайте rosstat.gov.ru) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации в 2022 году составила 74,8 тыс. руб., что выше показателя 2017 года на 91,1% (39,2 тыс. руб.).
Согласно опубликованным в "Российской газете" результатам социологического исследования, проведенного при научно-методической поддержке ученых Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, установлено, что в 2021 году среднемесячный доход трудового мигранта из республик Средней Азии составил 47,1 тыс. руб.
Все перечисленные обстоятельства свидетельствуют о высокой платежеспособности и граждан Российской Федерации и иностранных граждан.
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета, а будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете на текущее содержание уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В законопроекте отсутствуют положения, устанавливающие обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Далее - "перечень поручений N Пр-2300".
*(2) Статьи 18.8-18.20, 19.27, часть 3 статьи 20.25, главы 11 и 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Далее - "КоАП".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.