Проект Указания Банка России "О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими операторов по приему платежей, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также о перечне операций (содержании видов деятельности) операторов по приему платежей на финансовом рынке, подлежащих стандартизации"
(подготовлен Банком России 08.07.2024 г.)
Настоящее Указание на основании части 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" устанавливает перечень обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими операторов по приему платежей, базовых стандартов и требования к их содержанию, а также перечень операций (содержание видов деятельности) операторов по приему платежей на финансовом рынке, подлежащих стандартизации.
1. Термины, используемые в настоящем Указании, применяются в значениях, установленных Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".
2. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие операторов по приему платежей (далее - саморегулируемые организации), должны разработать следующие базовые стандарты:
совершения операций на финансовом рынке;
защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций (далее - базовый стандарт защиты получателей финансовых услуг).
3. Базовый стандарт совершения операций на финансовом рынке разрабатывается в отношении осуществляемой операторами по приему платежей деятельности по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей).
4. Базовый стандарт совершения операций на финансовом рынке должен содержать следующие положения:
4.1. Рекомендуемые сроки передачи операторами по приему платежей поставщикам информации о принятых в их пользу платежах.
4.2. Рекомендуемые сроки осуществления операторами по приему платежей расчетов с поставщиками по принятым в их пользу платежам.
4.3. Рекомендации в отношении порядка доведения оператором по приему платежей до поставщиков актуальной информации о платежных субагентах, привлеченных оператором по приему платежей для приема платежей в их пользу, а также о местах приема платежей в пользу указанных поставщиков оператором по приему платежей и привлеченными им платежными субагентами.
4.4. Рекомендуемые к закреплению в договорах о приеме платежей, заключаемых оператором по приему платежей с платежными субагентами, сроки расчетов между платежными субагентами и оператором по приему платежей по принятым платежам.
4.5. Критерии влияния нарушения оператором по приему платежей требований Федерального закона N 103-ФЗ и (или) принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России (далее - нарушение) на оказание оператором по приему платежей и (или) привлеченными им платежными субагентами услуг по приему платежей физическим лицам и (или) поставщикам, учитывающие, в том числе:
- объем и (или) количество платежей, на которые оказало влияние нарушение;
- количество плательщиков, на платежи которых оказало влияние нарушение;
- количество поставщиков, в адрес которых были приняты платежи, на которые оказало влияние нарушение.
4.6. Требования к порядку осуществления оператором по приему платежей контроля за соблюдением привлеченными им платежными субагентами требований Федерального закона N 103-ФЗ.
5. Базовый стандарт защиты получателей финансовых услуг должен содержать:
5.1. Требования к минимальному объему информации, помимо информации, указанной в части 13 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, предоставляемой операторами по приему платежей плательщикам при приеме платежей, включая следующую информацию:
о дате внесения Банком России сведений об операторе по приему платежей в реестр операторов по приему платежей, предусмотренный частью 1 статьи 31 Федерального закона N 103-ФЗ;
о саморегулируемой организации, членом которой является оператор по приему платежей, а также о способах и адресах направления обращений в указанную саморегулируемую организацию;
о применяемом оператором по приему платежей базовом стандарте защиты получателей финансовых услуг;
о порядке приема платежей, а также о дополнительных услугах, в случае их оказания оператором по приему платежей плательщикам, в том числе за вознаграждение;
о способах защиты прав плательщика, включая информацию о наличии возможности и способах досудебного урегулирования споров, возникающих при приеме платежей, в том числе о процедуре медиации (при ее наличии);
об адресе официального сайта оператора по приему платежей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии).
5.2. Порядок предоставления операторами по приему платежей плательщикам информации:
исключающий предоставление информации, которая может повлечь неоднозначное толкование свойств оказываемых плательщику услуг;
обеспечивающий недискриминационный характер доступа к информации плательщиков на равных правах и в равном объеме;
обеспечивающий предоставление плательщику информации без затрат или совершения дополнительных действий, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;
обеспечивающий изложение информации доступным языком (с использованием удобочитаемых шрифтов, форматов) и с разъяснением специальных терминов (в случае их наличия).
5.3. Правила взаимодействия оператора по приему платежей с плательщиками при приеме платежей, включающие:
порядок, способы и требования к качеству консультирования плательщиков относительно оказываемых им услуг, в том числе по вопросам применения норм законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок приема платежей;
требования к взаимодействию оператора по приему платежей с плательщиками посредством телефонной связи, а также иных каналов взаимодействия, в том числе посредством личного общения, электронной почты и иных видов коммуникаций;
требование об исключении оператором по приему платежей препятствий к осуществлению плательщиком аудиозаписи, видео- или фотосъемки процесса взаимодействия плательщика с оператором по приему платежей в местах приема платежей;
порядок и сроки предоставления оператором по приему платежей по требованию плательщиков документов (их копий), связанных с приемом платежей;
требование о недопущении установления приоритета собственных интересов оператора по приему платежей над интересами плательщиков.
5.4. Принципы предоставления операторами по приему платежей информации рекламного характера относительно оказываемых ими услуг.
5.5. Требования к работникам оператора по приему платежей, осуществляющим непосредственное взаимодействие с плательщиками, а также к проверке соответствия данных работников оператора по приему платежей указанным требованиям.
5.6. Порядок рассмотрения оператором по приему платежей обращений плательщиков, включающий:
требования к регистрации входящих обращений и ответов на них;
требования к организации работы с обращениями плательщиков, обеспечивающие информирование плательщиков о получении обращения;
формы и способы предоставления плательщикам ответов на их обращения;
требование о наличии мотивированного ответа на обращение;
требования к обеспечению объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений плательщиков или обоснованию причин отказа в рассмотрении обращений плательщиков (если применимо);
требования к предельным срокам рассмотрения обращений плательщиков;
требования к анализу обращений и принятию решений о целесообразности применения мер, направленных на улучшение качества обслуживания плательщиков, по результатам анализа обращений.
5.7. Минимальные стандарты обслуживания плательщиков, касающиеся доступности и материального обеспечения мест приема платежей, а также рекомендации по обслуживанию плательщиков с ограниченными возможностями здоровья.
5.8. Формы, сроки и порядок реализации права плательщика на досудебный порядок разрешения споров, возникающих при приеме платежей, в том числе посредством медиативных процедур, претензионного порядка или других способов внесудебного разрешения споров.
5.9. Требование к операторам по приему платежей о включении в заключенные (заключаемые) с платежными субагентами договоры о приеме платежей условий, предусматривающих исполнение платежными субагентами положений базового стандарта защиты получателей финансовых услуг, указанных в подпунктах 5.1 - 5.8 пункта 5 (за исключением абзацев второго - четвертого подпункта 5.1 пункта 5) настоящего Указания.
5.10. Порядок осуществления саморегулируемой организацией контроля за соблюдением ее членами требований базового стандарта защиты получателей финансовых услуг, в том числе осуществления саморегулируемой организацией мероприятия по контролю, в ходе которого указанной саморегулируемой организацией осуществляются действия по созданию ситуации для совершения операции в целях проверки соблюдения членами саморегулируемой организации требований базового стандарта защиты получателей финансовых услуг.
6. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 октября 2024 года.
Председатель |
Э.С. Набиуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.