Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства энергетики Российской Федерации "Об определении объема реконструкции объектов электроэнергетики, при выполнении которой создается техническая возможность реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике"
(подготовлен Минэнерго России 09.07.2024 г.)
Проект приказа Минэнерго России "Об определении объема реконструкции объектов электроэнергетики, при выполнении которой создается техническая возможность реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике" (далее - проект приказа) разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 151, абзацем пятьдесят шестым пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") в редакции проекта федерального закона N 594962-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
В соответствии со ст. 151 ФЗ "Об электроэнергетике" в редакции законопроекта при проектировании, строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 данной статьи закона критериям и проектная документация на строительство (реконструкцию) которых будет утверждена в период начиная с 01.01.2025, собственниками или иными законными владельцами таких объектов электроэнергетики должны быть обеспечены разработка и реализация мероприятий, необходимых для создания технической возможности осуществления изменения технологических режимов работы и эксплуатационного состояния указанных объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. В отношении существующих объектов электроэнергетики, для которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров по состоянию на 01.01.2025 отсутствует, а также в отношении объектов электроэнергетики, проектной документацией на строительство (реконструкцию) которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не предусмотрена, создание технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров осуществляется при последующей реконструкции таких объектов электроэнергетики.
Объем реконструкции объектов электроэнергетики, при выполнении которой создается техническая возможность реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, должен быть определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (Минэнерго России).
В целях реализации указанных законодательных положений проектом приказа для каждого вида дистанционного управления определяется объем реконструкции объектов электроэнергетики, при выполнении которой обеспечивается техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Проект приказа определяет объемы реконструкции с дифференциацией применительно к следующим видам дистанционного управления*(1):
- дистанционное управление технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием электросетевого оборудования и устройствами (функциями устройств) релейной защиты и автоматики;
- дистанционное управление активной и реактивной мощностью генерирующего оборудования ветровых и солнечных электростанций;
- дистанционное управление активной и реактивной мощностью генерирующего оборудования гидравлических электростанций установленной генерирующей мощностью 50 МВт и менее, автоматизированная система управления которых обеспечивает работу такой электростанции в автоматическом режиме без вмешательства оперативного персонала с обеспечением управления водным режимом и выполнением установленных ограничений работы основного и вспомогательного оборудования, а также безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений;
- дистанционное управление активной мощностью гидравлических, гидроаккумулирующих и тепловых электростанций путем доведения до автоматизированных систем управления технологическими процессами, систем группового регулирования активной мощности или систем управления активной мощностью (далее - системы управления нагрузкой) таких электростанций или доведения до систем управления нагрузкой электростанций и реализации плановых диспетчерских графиков и команд на изменение заданий плановой мощности.
В основу положений проекта приказа заложен принцип: техническая возможность дистанционного управления из диспетчерских центров обеспечивается при реконструкции (модернизации, техническом перевооружении) объекта электроэнергетики в части тех систем управления, оборудования и (или) устройств, в отношении которых проводится реконструкция (модернизация, техническое перевооружение). Тем самым будет обеспечено поэтапное приведение объектов электроэнергетики в состояние, позволяющее осуществлять дистанционное управление, с учетом планов собственников и иных законных владельцев объектов электроэнергетики по их реконструкции. При этом исключается необходимость расширения объема запланированных работ по реконструкции объекта электроэнергетики по сравнению с планами его собственника или иного законного владельца для обеспечения дистанционного управления.
Проект приказа не содержит обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Обязанность при проведении реконструкции обеспечивать создание технической возможности дистанционного управления из диспетчерских центров возложена на собственников и иных законных владельцев объектов электроэнергетики статьей 15 1 ФЗ "Об электроэнергетике".
Проект приказа содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению (подпункт "б" пункта 62 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318), т.к. определяет условия (случаи), при которых требуется выполнение обязанности, установленной законом.
Срок действия проекта приказа не ограничивается сроком, предусмотренным частью 4 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", ввиду наличия изъятия из указанного положения в отношении нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, установленного пунктом 3 статьи 4 ФЗ "Об электроэнергетике", и с учетом требований ст. 151 ФЗ "Об электроэнергетике".
Создание технической возможности дистанционного управления из диспетчерских центров осуществляется при реконструкции объектов электроэнергетики, выполняемой в соответствии с инвестиционными планами компаний. Для осуществления инвестиционного планирования и учета соответствующих расходов при финансовом планировании своей деятельности и долгосрочном тарифном регулировании владельцам объектов электроэнергетики важно заблаговременно понимать весь объем требований, соблюдение которых необходимо на этапе проектирования реконструкции объекта и при ее реализации. Предъявляемые при этом требования должны носить долгосрочный характер и не меняться в течение цикла реализации инвестиционных проектов в электроэнергетике. С учетом этого проект приказа не может быть ограничен 6-летним сроком действия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 ФЗ "Об электроэнергетике" сроки вступления в силу нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики могут определяться указанными нормативными правовыми актами без учета положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". С учетом необходимости принятия приказа для своевременной реализации положений законопроекта и отсутствии необходимости в реализации каких-либо подготовительных мероприятий для начала его выполнения, проектом приказа предусмотрено вступление его в силу в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" для приказов федеральных органов исполнительной власти.
Принятие и применение норм проекта приказа не повлечет роста расходных обязательств федерального бюджета и бюджетов иных уровней, не окажет влияния на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления. Реализация положений проекта приказа не потребует дополнительных расходов со стороны субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
Реализация проекта приказа обеспечивает достижение цели по переходу оперативно-диспетчерского управления на 100-процентное автоматическое дистанционное управление режимами работы объектами электрической сети 220 кВ и выше и объектами генерации 25 МВт и выше в ЕЭС России, а также объектами электрической сети 110 кВ и выше и объектами генерации 5 МВт и выше в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, предусмотренной Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р.
Проект приказа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) При описании видов дистанционного управления для обеспечения их однозначного толкования и правоприменения конкретизированы типы объектов электроэнергетики и состав оборудования, управление технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием которых осуществляется дистанционно из диспетчерских центров, а применительно к генерирующему оборудованию - также параметры технологического режима работы, управление которыми относится к функциям диспетчерских центров системного оператора. Указанный подход основан на критериях отнесения к объектам диспетчеризации, установленным пунктом 9 Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 854, и корреспондирует описанию видов дистанционного управления, принятому в серии национальных стандартов Российской Федерации "Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Дистанционное управление".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.