Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(подготовлен Минздравом России 10.07.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 00 месяц 2024 г. N ММ-....
Законопроект закрепляет статус национальных медицинских исследовательских центров (далее - НМИЦ) и обеспечивает межведомственный характер их функционирования.
Законопроект определяет организации, которым может присвоен статус НМИЦ - это организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность, подведомственные федеральным органам исполнительной власти или исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также цели наделения НМИЦ соответствующими функциями - реализация государственной политики в сфере здравоохранения, совершенствование организации оказания медицинской помощи, методическое обеспечение медицинской деятельности и аналитическая деятельность, развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения. Координацию деятельности НМИЦ в соответствии с законопроектом осуществляться Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Статус НМИЦ может быть присвоен по направлению медицинской деятельности, включенному в перечень, утверждаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, по итогам проводимого Правительством Российской Федерации отбора медицинских организаций на основании критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации и отражающих в том числе кадровый потенциал и результативность деятельности в научной и (или) научно-технической, инновационных сферах, а также кадровый потенциал и результативность медицинской деятельности организации, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Полномочиями по определению Правил отбора медицинских организаций для присвоения им статуса национального медицинского исследовательского центра, присвоения и прекращения статуса национального медицинского исследовательского центра, а также по утверждению Положения о деятельности национальных медицинских исследовательских центров, включая их функции и порядок деятельности, и Правил финансового обеспечения исполнения функций НМИЦ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета законопроектом наделяется Правительство Российской Федерации.
Законопроектом также предусмотрено, что в случае наличия нескольких национальных медицинских исследовательских центров по одному направлению медицинской деятельности Минздрав России определяет головной национальный медицинский исследовательский центр по направлению медицинской деятельности в соответствии с утверждаемыми им правилами и критериями определения головного национального медицинского исследовательского центра по направлению медицинской деятельности.
Финансовое обеспечение исполнения функций национальных медицинских исследовательских центров осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Соответствующий Федеральный закон вступает в силу 1 июля 2025 г.
Законопроект не содержит вновь вводимых обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
В палатах Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов аналогичного содержания отсутствуют.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 00 мая 2024 г. N ММ-....
Законопроект закрепляет понятие и статус национальных медицинских исследовательских центров (далее - НМИЦ), их функции, обеспечивает межведомственный характер их функционирования, а также обуславливает издание подзаконных актов.
НМИЦ определяются как организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, а также исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действующие в целях реализации государственной политики в сфере здравоохранения, совершенствования организации оказания медицинской помощи, методического обеспечения медицинской деятельности и аналитической деятельности, развития медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения.
Статус НМИЦ может быть присвоен по профилю медицинской помощи, включенному в перечень, утверждаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Определение Порядка присвоения и прекращения статуса НМИЦ, Положения о деятельности НМИЦ, включая их функции и порядок деятельности, возлагаются на Правительство Российской Федерации. Определение критериев отбора организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, для присвоения им статуса НМИЦ возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Отбор организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, для присвоения им статуса национального медицинского исследовательского центра возлагается на Правительство Российской Федерации.
Координацию деятельности НМИЦ, а также определение головного НМИЦ по профилю медицинской помощи при наличии нескольких НМИЦ по одному профилю медицинской помощи возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Во исполнение подпункта "в" пункта 1 перечня поручений по итогам участия Президента Российской Федерации в пленарном заседании Форума будущих технологий и его встречи с учеными 14.02.2024 от 18.04.2024 N Пр-755 об обеспечении расширения сети национальных медицинских исследовательских центров, а также выделения из федерального бюджета бюджетных ассигнований на эти цели и на функционирование таких центров, запланированы в 2025 году мероприятия по расширению сети НМИЦ с 37 до 45 учреждений, потребность в финансовом обеспечении составляет в 2025-2030 годах - 49,17 млн руб.:
в 2025 году - 5,86 млн руб.;
в 2026 году - 7,58 млн руб.;
в 2027 году - 8,13 млн руб.;
в 2028 году - 8,64 млн руб.;
в 2029 году - 9,19 млн руб.;
в 2030 году - 9,77 млн руб.
Объем финансового обеспечения деятельности НМИЦ рассчитан исходя из объемов финансового обеспечения их деятельности на 2024 год, включающих необходимость в проведении выездных мероприятий в субъекты Российской Федерации в целях осуществления организационно-методического руководства медицинскими организациями субъектов Российской Федерации и аналитической деятельности, проведении консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий медицинских организаций субъектов Российской Федерации, а также с учетом расширения сети НМИЦ с 37 до 45 учреждений в 2025 году.
Определение Правил финансового обеспечения исполнения функций национальных медицинских исследовательских центров за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета возлагается на Правительство Российской Федерации.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
В палатах Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов аналогичного содержания отсутствуют.
Данные расходные обязательства будут предусмотрены в рамках финансового обеспечения федерального проекта "Развитие федеральных медицинских учреждений, включая развитие сети национальных медицинских исследовательских центров" национального проекта "Продолжительная и активная жизнь".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.