Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр"
(подготовлен Минстроем России 12.07.2024 г.)
Проект приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр (далее - проект приказа), разработан в соответствии с пунктом 8 обобщенного план-графика разработки и утверждения новых индикаторов риска на 2024 год, утвержденного во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 31 января 2024 г. N ДГ-П36-2935, и в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 23 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно обобщенному плану-графику разработки и утверждения новых индикаторов риска нарушения на 2024 год, направленному письмом Минэкономразвития России от 5 марта 2024 г. N 7372-АХ/Д24и, Минстрой России в июле 2024 г. обязан разработать и утвердить один индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору.
Частью 2 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в рамках контроля саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - СРО) за деятельностью своих членов осуществляется в том числе контроль:
1) за соблюдением членами СРО требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, включая соблюдение членами СРО требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, сносу объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим нац. объединением СРО.
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ) орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных СРО, вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:
1) вынесение предписания, обязывающего члена СРО устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;
2) вынесение члену СРО предупреждения;
3) наложение на члена СРО штрафа;
4) рекомендация об исключении лица из членов СРО, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО;
5) иные установленные внутренними документами СРО меры.
Согласно части 2 статьи 55.15 ГрК РФ член СРО, в отношении которого применена мера дисциплинарного воздействия в виде приостановления права выполнять строительство, реконструкцию, снос объектов капитального строительства, имеет право продолжить соответственно строительство, реконструкцию, снос объектов капитального строительства только в соответствии с договорами строительного подряда, договорами подряда на осуществление сноса, заключенными до принятия решения о применении указанной меры дисциплинарного воздействия.
В соответствии с частью 1 статьи 9.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий влечет наложение административного штрафа.
В этой связи проектом приказа предлагается дополнить перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2021 г., регистрационный N 66672), с изменениями, внесёнными приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 236/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2023 г., регистрационный N 73643), от 28 июня 2023 г. N 457/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2023 г., регистрационный N 75345), от 18 декабря 2023 г. N 939/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2024 г., регистрационный N 77705) и от 27 апреля 2024 г. N 290/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2024 г., регистрационный N 78482) следующим индикатором риска:
"Размещение два и более раза в течение календарного года в реестре членов саморегулируемой организации в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ) сведений о применении мер дисциплинарного воздействия, указанных в пунктах 1-3 части 4 статьи 10 Федерального закона N 315-ФЗ, в отношении члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, сноса объектов капитального строительства или размещение в течение календарного года в указанных реестре сведений о применении мер дисциплинарного воздействия, указанных в пунктах 4, 5 части 4 статьи 10 Федерального закона N 315-ФЗ, в том числе приостановление права выполнять строительство, реконструкцию, снос объектов капитального строительства, за исключением решений о применении мер дисциплинарного воздействия, которые отменены в судебном порядке.".
Вышеуказанный индикатор может свидетельствовать о нарушении требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий.
По результатам проведения 8728 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при которых территориальными органами Ростехнадзора, выявлены 147064 нарушений обязательных требований, допущенных в том числе, членами СРО, на выявление которых направлен индикатор риска.
Выявлять указанный индикатор планируется путем мониторинга официального сайта СРО в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в сети "Интернет" по адресу: http://reestr.nostroy.ru/
Утверждение проекта приказа не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.