Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 19.07.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 25 мая 2024 г. N ДГ-П11-15489.
Законопроектом предусматривается перенос маркировки федеральными специальными марками (далее - ФСМ) импортной алкогольной продукции на территорию Российской Федерации.
Так, в настоящее время в соответствии с Правилами маркировки федеральными специальными марками алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2348, ФСМ должны быть нанесены на ввозимую в Российскую Федерацию алкогольную продукцию до ее ввоза на территорию Российской Федерации.
В результате чего маркировка ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции ФСМ в силу выгодного географического расположения осуществляется преимущественно на территории таких стран, как Республика Польша, Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика.
Поскольку процесс маркировки ФСМ импортной алкогольной продукции неразрывно связан с её транспортировкой до и от места маркировки, хранением, сортировкой, то оплата услуг за совершение этих операций производится в адрес иностранных компаний.
Вместе с тем неблагоприятная геополитическая ситуация, которая связана с недружественными действиями, в том числе стран Европы, по отношению к Российской Федерации, создает риск введения такими странами запрета на маркировку ФСМ поставляемой в Российскую Федерацию алкогольной продукции на их территории.
В случае одномоментного установления странами запада запрета маркировки ФСМ на их территории, организации, осуществляющие импорт алкогольной продукции на территорию Российской Федерации и не участвующие в настоящее время в эксперименте, проводимого в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и о проведении эксперимента по маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" и с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 854 "О проведении с 1 июня 2021 г. по 31 мая 2026 г. эксперимента по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада" (далее - эксперимент), столкнутся с необходимостью экстренной перестройки логистических маршрутов и увеличением в связи с этим финансовой нагрузки.
Кроме того, перенос маркировки ФСМ импортируемой алкогольной продукции будет продолжать способствовать созданию новых инфраструктурных объектов и рабочих мест, формированию новых логистических маршрутов на территории Российской Федерации, а также модернизации и увеличению складских мощностей.
Следует отметить, что в настоящее время обеспечена возможность маркировки импортной алкогольной продукции на территории Российской Федерации в рамках эксперимента по маркировке ФСМ ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада.
По состоянию на I квартал 2024 года*(1) в эксперименте принимают участие 157 (из 195*(2)) импортеров алкогольной продукции, что составляет 80,5% от общего числа организаций, осуществляющих импорт алкогольной продукции на территорию Российской Федерации, 31 таможенный склад и 19 складов временного хранения (около 110 тыс. м2 складских помещений), которые обеспечивают оклейку 17%*(3) всей ввозимой продукции (около 10,2 млн дал из 60,0 млн дал*(4)) на территории 11 субъектов Российской Федерации. При этом по сравнению с I кварталом 2023 года количество импортеров-участников эксперимента увеличилось практически в 2 раза, количество таможенных складов - в 2,2 раза и складов временного хранения на 70%.
Учитывая приведенные выше данные, наблюдается увеличение числа импортеров алкогольной продукции, осуществляющих маркировку ФСМ алкогольной продукции на территории Российской Федерации.
В этой связи законопроектом предусматривается, что маркировка ФСМ импортной алкогольной продукции начиная с 1 марта 2026 г. будет осуществляться только на территории Российской Федерации на постоянной основе.
Указанный срок обеспечит планомерный перенос маркировки на территорию Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обуславливающий необходимость изменений правового регулирования, проводился на основе действующего в настоящее время эксперимента и показал возможность переноса процесса маркировки ФСМ импортной алкогольной продукции на территорию Российской Федерации с учетом необходимости минимизации рисков нелегального оборота такой продукции.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и не окажет влияние на реализацию государственных программ.
Законопроект не предусматривает введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Так, в настоящее время затраты импортеров алкогольной продукции на маркировку ФСМ алкогольной продукции связаны с необходимостью оплаты услуг логистических компаний и маркировочных центров, находящихся за пределами Российской Федерации. При этом перенос маркировки ФСМ импортной алкогольной продукции на территорию Российской Федерации не приведет к возникновению новых затрат, поскольку сам процесс маркировки не изменится.
В законопроекте содержатся требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности (далее - обязательные требования). Оценка соблюдения обязательных требований будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Нарушение порядка маркировки алкогольной продукции ФСМ повлечет изъятие из незаконного оборота такой продукции на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц (ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"), а также ответственность, установленную статьей 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реализация положений законопроекта не повлечет принятия новых и увеличения объема действующих расходных обязательств Российской Федерации, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
-------------------------------------------
*(1) Отчет ФТС России о проведении эксперимента за I квартал 2024 г.
*(2) По данным Росалкогольтабакконтроля за период с 1 января 2024 г. по 30 апреля 2024г.
*(3) без учета пропускной способности складских помещений закрытого типа, функционирующих в Российской Федерации.
*(4) Итоговый доклад о результатах деятельности Росалкогольтабакконтроля в 2023 году // URL: https://fsrar.gov.ru/files/30953_ид%20сайт%20(25.04.2024).pdf4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.