Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части, касающейся особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер"
(подготовлен Минэкономразвития России 26.07.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен в целях принятия (подписания) проекта Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части, касающейся особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (далее соответственно - проект постановления, проект Протокола, Договор о Союзе, ЕАЭС, Союз), разработанного во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. N Пр-277.
Указанное поручение было дано в связи с тем, что в 2018 - 2019 гг. вступление антидемпинговой меры в отношении гербицидов, происходящих из Европейского союза, в силу было заблокировано Республикой Казахстан в течение 13 месяцев. Такая ситуация обусловлена тем, что согласно действующей редакции Договора о Союзе процедура выхода из ситуации с применением права "вето" не регламентирована.
Положения проекта Протокола, касающиеся регламентации права "вето", предусматривают:
- наличие экономического обоснования при направлении государством - членом ЕАЭС предложения об отмене меры или внесении в нее изменений;
- разработка Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК, Комиссия) предложений в виде заключения с целью учета национальных интересов государства - члена ЕАЭС, заветировавшего защитную меру, и внесения соответствующих изменений в решение Коллегии ЕЭК;
- ограничение количества заседаний Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), касающихся рассмотрения вопроса по заветированной мере;
- подключение Суда Союза к урегулированию противоречий в случае отсутствия консенсуса на уровне ЕМПС;
- ограничение по времени процедуры разрешения вопроса по снятию "вето" в рамках ЕМПС и Суда Союза;
- порядок действий в случае если "вето" применяется повторно к измененному решению Коллегии ЕЭК.
Проектом Протокола предусматривается возможность главы государства повторно заветировать измененное решение Комиссии по защитной мере. В этом случае решение касательно защитной меры будет принимать Высший Евразийский экономический совет.
Таким образом, в случае подписания проекта Протокола процесс снятия "вето" будет регламентирован и ограничен во времени.
Помимо регламентации права "вето" проектом Протокола предусматривается принятие дополнительных положений, касающихся выработки поведенческих рекомендаций для производителей ЕАЭС одновременно с принятием решения о защитной мере, а также оценки влияния защитных мер на конкуренцию при проведении повторных расследований, что позволит обеспечить учет интересов потребителей ЕАЭС при принятии решения о применении защитной меры.
Кроме того, предполагается приведение положений Договора о Союзе в соответствии с правилами Всемирной торговой организации и закрепление возможности применения антидемпинговой или компенсационной меры не на всей территории ЕАЭС, а только в отдельных государствах-членах ЕАЭС.
Проектом Протокола также предусматривается принятие Коллегией ЕЭК решения после каждого рассмотрения доклада, подготовленного по результатам защитного расследования, в том числе принятие решения о неприменении защитной меры с приложением письменных аргументированных возражений членов Коллегии ЕЭК. В действующей редакции Договора о Союзе в случае недостаточности голосов членов Коллегии ЕЭК для принятия решения о применении защитной меры решение считается не принятым, что вызывает сложности при оспаривании неприменения меры в Суде Союза.
Одновременно с этим положения проекта Протокола предполагают расширение возможностей уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС по доступу к информации, имеющейся в распоряжении органа, проводящего расследования, что повысит осведомленность о ходе защитного расследования и ситуации на товарном рынке Союза.
Положения проекта Протокола предполагают временный характер его применения - в течение 2 лет с даты его вступления в силу и с возможностью продления на очередные двухлетние периоды.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.