Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"
(подготовлен Минтрудом России 26.07.2024 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - проект указа) подготовлен с учетом положений пункта 49 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы", в целях совершенствования деятельности по противодействию коррупции и предусматривает наделение Банка России полномочиями по проведению проверок соблюдения запретов и ограничений, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), другими федеральными законами в целях противодействия коррупции (далее соответственно - антикоррупционные проверки, антикоррупционные стандарты), в отношении всех служащих Банка России, на которых распространяются эти антикоррупционные стандарты, а не только в отношении служащих Банка России, обязанных представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах).
В настоящее время в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 309) Банк России вправе проводить антикоррупционные проверки только в отношении лиц, претендующих на замещение отдельных должностей, осуществление полномочий по которым предусматривает обязанность представлять сведения о доходах, или замещающих эти должности.
Вместе с тем отдельные антикоррупционные стандарты установлены в отношении всех служащих Банка России. Так, согласно статьям 10 и 11.1 Федерального закона N 273-ФЗ все служащие Банка России обязаны уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Таким образом, Указ Президента Российской Федерации N 309, ограничив круг лиц, в отношении которых Банк России вправе проводить антикоррупционные проверки, не позволяет проводить их в отношении служащих Банка России, на которых не возложена обязанность представлять сведения о доходах, но обязанных соблюдать иные антикоррупционные стандарты.
Данное обстоятельство существенно снижает эффективность осуществления в Банке России антикоррупционной работы по сравнению с федеральными государственными органами, которые в отличие от Банка России наделены правом проведения антикоррупционных проверок в отношении всех федеральных государственных служащих, замещающих должности в данных органах, на которых распространяются антикоррупционные стандарты, а не только в отношении тех служащих, которые обязаны представлять сведения о доходах.
Проектом указа предусматривается возможность проведения антикоррупционных проверок в отношении любого служащего Банка России (за исключением руководства Банка России), замещающего должность в Банке России, включенную в перечень, утвержденный Советом директоров Банка России в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 18 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и граждан, претендующих на замещение этих должностей. Указанный перечень установлен Положением Банка России от 17 октября 2018 г. N 654-П "О Правилах внутреннего трудового распорядка дня в Банке России" и содержит наименования всех должностей, предусмотренных в Банке России.
Специальный порядок вступления в силу проекта указа обусловлен необходимостью оперативного совершенствования антикоррупционной работы в Банке России.
Реализация положений, предусмотренных проектом указа, не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Проект указа не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект указа не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте указа отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), не затрагиваются виды государственного контроля (надзора), виды разрешительной деятельности и не затрагиваются вопросы предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.