Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах)"
(подготовлен Минтрансом России 30.07.2024 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах)" (далее - законопроект) подготовлен в целях упорядочивания положений законодательства Российской Федерации об осуществлении оценки соблюдения обязательных требований к осуществлению движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (весогабаритного контроля транспортных средств) на автомобильных дорогах Российской Федерации и развития автоматизированных методов его осуществления, расширения возможностей грузоперевозчиков в получении информации о весовых параметрах принадлежащих им транспортных средств, развития возможности использования юридически-значимых фактических данных о движении по автомобильным дорогам, используемых в цифровых методах проектирования и развития автомобильных дорог.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие законопроекта не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части:
- уточнения определений о допустимых весогабаритных параметрах транспортных средств, которые могут устанавливаться решением Правительства Российской Федерации, решениями владельцев автомобильных общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения (в том числе решениями об установлении повышенных параметров в сравнении с решением Правительства Российской Федерации);
- установления правовой основы функционирования автоматизированной системы весогабаритного контроля транспортных средств (далее - АСВГК) на автомобильных дорогах всех значений Российской Федерации, а также обязанностей оператора АСВГК;
- определения обязанностей владельцев пунктов весогабаритного контроля,а также операторов государственных информационных систем на транспорте по передаче в АСВГК информации (в случае, когда законодательством Российской Федерации предусматриваются обязательные требования к ее наличию), а также обязанности оператора АСВГК по передаче сформированных актов измерения весогабаритных параметров транспортных средств (далее - акты измерений) и проектов протоколов инструментального обследования на пунктах весогабаритного контроля в контрольно-надзорный орган для осуществления административной практики в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а контрольно-надзорного органа - по передаче в АСВГК информации о постановлениях по делу об административном правонарушении и их статусах;
- установления правовой возможности владельцев транспортных средств по получению из АСВГК сведений о результатах измерений, а также, в случае наличия сведений о превышении допустимых весогабаритных параметров, основания для принятия мер по дальнейшему движению без нарушения допустимых параметров.
Законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению:
- порядка предоставления доступа грузоперевозчиков к информации, содержащейся в АСВГК;
- требований к мониторингу функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, а также выполнению автоматизированной диагностики функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, что будет способствовать повышению прозрачности соответствующего вида контроля.
При этом утверждение порядка информационного взаимодействия между государственными информационными системами на транспорте проектируемыми нормами относится к полномочиям Минтранса России.
Законопроектом предусматривается установление единого источника получения грузоперевозчиками сведений о работающих в тестовом режиме автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств.
В рамках реализации государственного контракта от 21 сентября 2012 г. N 0373100005812000016, заключенного подведомственным Росавтодору ФКУ "Росдормониторинг", в 2012 году выполнено создание автоматизированной системы "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации". Данная система введена в эксплуатацию 15 мая 2014 г., свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ N от 2014614542 от 28 апреля 2014 г., уникальный идентификационный номер объекта учета в Национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин N 27.0310945.
Мероприятия по информатизации N 108.00168031.23.Р.65564.01 и 108.00168031.23.Р.65565.01, направленные на развитие данной системы, в установленном порядке включены в план информатизации Росавтодора на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676, проведена аттестация данной системы и получен аттестат соответствия от 13 апреля 2020 г. N 117-ИС.
Таким образом, функциональность Автоматизированной системы "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации" позволит реализовать основной функционал АСВГК, предусмотренный законопроектом.
Принятие законопроекта будет способствовать систематизации вопросов, связанных с осуществлением весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах Российской Федерации.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся,или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект предполагает создание условий для решения государственных задач, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596.
5. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
Согласно пункту 60 1 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, на законопроект необходимо получить заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация закона не влечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
увеличения численности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В законопроекте содержатся обязательные требования.
8. Информация о соответствии положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о порядке вступления акта в силу
Законопроектом предусмотрен особый порядок вступления в силу, который обусловлен необходимостью своевременного вступления в силу подзаконных актов, а также необходимостью подготовки к передаче в АСВГК информации владельцами пунктов весогабаритного контроля транспортных средств и операторов государственных информационных систем на транспорте.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах)"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах)" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах)"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах)" (далее - Федеральный закон) повлечет необходимость:
1. Принятия следующих нормативных правовых актов:
а) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка организации и функционирования элементов весового и габаритного контроля транспортных средств".
В настоящее время часть положений проектируемого акта включена в Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств (утвержден приказом Минтранса России от 31 августа 2020 г. N 348, зарегистрирован в Минюсте России 4 декабря 2020 г. N 61252).
Проектируемым актом планируется гармонизировать положения законодательства Российской Федерации в области дорожной деятельности и в области контроля (надзора), осуществив отделение требований к технологической инфраструктуре, применяемой при осуществлении контроля (надзора), в том числе относящейся непосредственно к автомобильной дороге, от порядка действий уполномоченных лиц контрольно-надзорного органа, применяющего такую инфраструктуру в своей деятельности.
В составе проекта акта также планируется:
- уточнить критерии выбора мест и размещения пунктов весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах;
- уточнить порядок информирования грузоперевозчиков при функционировании АПВГК во время тестового периода;
- определить необходимость передачи от АПВГК в АСВГК всех результатов измерений грузовых транспортных средств, а не только измерений, в результате которых зафиксировано превышение допустимых весогабаритных параметров. Данная информация, в частности, будет использоваться в работе механизма автоматизированной диагностики функционирования АПВГК;
- уточнить форму акта результатов измерений на АПВГК.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
Срок - по истечении одного года с даты вступления в силу Федерального закона;
б) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка предоставления доступа к информации, содержащейся в автоматизированной системе весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах".
Проектируемыми нормами необходимо определить порядок ограниченного доступа к информации о результатах измерений весовых и (или) габаритных параметрах транспортных средств, содержащейся в автоматизированной системе весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах (далее - АСВГК), для собственников (владельцев) данных транспортных средств. Ограничение доступа относится к возможности грузоперевозчиком получить сведения из АСВГК только по принадлежащему ему транспортному средству.
При этом сведения о принадлежности транспортного средства планируется получать посредством использования Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Ответственный исполнитель - Минтранс России, Минцифры России.
Срок - по истечении одного года с даты вступления в силу Федерального закона;
в) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении нормативов финансовых затрат на обеспечение эксплуатации и развития автоматизированной системы весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах и правил расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на указанные цели".
Данным постановлением предлагается установить нормативы финансовых затрат на обеспечение эксплуатации и развития АСВГК и правила расчета бюджетных ассигнований на указанные цели.
Ответственный исполнитель - Минтранс России, Минфин России.
Срок - по истечении шести месяцев с даты вступления в силу Федерального закона;
г) приказ Минтранса России "Об утверждении порядка информационного взаимодействия между государственными информационными системами в сфере транспорта и предоставления информации в автоматизированную систему весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах".
Данным нормативным правовым актом предполагается:
- упорядочить периодичность, условия и формат информационного взаимодействия с АСВГК других государственных информационных систем и информационных систем, указанных в проекте Федерального закона и операторами которых являются подведомственные Минтрансу России учреждения и организации;
- установить порядок выполнения автоматизированной диагностики функционирования автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - АПВГК), включая определение условий для приостановления и возобновления информационного взаимодействия таких пунктов с АСВГК;
- определить условия возможности учета в АСВГК при выполнении указанной диагностики сведений о результатах измерения весовых параметров транспортных средств с иных средств измерений.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
Срок - по истечении одного года с даты вступления в силу Федерального закона;
д) Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 в части признания утратившим силу подпункта 5.2.53 31 пункта 5.2.
Подпунктом 5.2.53 31 пункта 5.2 данного положения предусматривается полномочие Минтранса России принимать порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, что с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" утратило актуальность.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
Срок - по истечении одного года с даты вступления в силу Федерального закона.
1. Внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
а) Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1043.
Проектируемыми изменениями необходимо предусмотреть осуществление весового и габаритного контроля транспортных средств посредством АПВГК, стационарных пунктов весогабаритного контроля транспортных средств (далее - СПВГК) и передвижных пунктов весогабаритного контроля транспортных средств (далее - ППВГК), а также АСВГК, детализировать действия уполномоченных лиц контрольно-надзорного органа при осуществлении данного вида контроля, уточнить порядок действий уполномоченного контролирующего лица при формировании в АСВГК и использовании актов результатов измерений на АПВГК и протоколов инструментального обследования при осуществлении измерений на СПВГК и ППВГК.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
Срок - по истечении одного года с даты вступления в силу Федерального закона;
а) Положение о системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 г. N 2197.
Проектируемыми изменениями необходимо уточнить состав информации, размещаемой в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов применительно к местам на автомобильных дорогах размещения АПВГК и СПВГК, допустимых местах размещения ППВГК и расположения зон автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
Срок - по истечении одного года с даты вступления в силу Федерального закона;
б) Правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2023 г. N 2060.
Проектируемыми изменениями необходимо уточнить определение понятия тяжеловесного транспортного средства в связи с уточнением в Федеральном законе полномочий владельцев автомобильных дорог по установлению параметров дорог, отличных от определенных Правительством Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
Срок - по истечении одного года с даты вступления в силу Федерального закона.
Признания утратившим силу приказа Минтранса России от 31 августа 2020 г. N 348 в связи с принятием акта, предусмотренного подпунктом а) пункта 1 настоящего перечня.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах)" и реализация его положений не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансирование на создание автоматизированной системы весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах (далее - АСВГК) не требуется, поскольку в качестве ее основы будет использована Автоматизированная система "Мониторинг интенсивности и состава транспортного потока в части транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения Российской Федерации" (далее - СМТП).
Развитие и эксплуатация АСВГК будет финансироваться за счет лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных при подготовке проекта федерального бюджета "О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов", на развитие и эксплуатацию СМТП. В момент принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации размер финансирования на эксплуатацию АСВГК будет перераспределен с КБК 108 0409 24 4 05 90059 242 на КБК 108 0409 24 4 05 90059 246, а размер финансирования на развитие АСВГК будет перераспределен с КБК 108 0409 24 4 05 90059 242 на КБК 108 0409 24 3 06 90059 246.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.