Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об оружии"
(подготовлен Минпромторгом России 31.07.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об оружии" (далее - законопроект) разрабатывается в целях совершенствования организации работ по формированию и ведению Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему (далее - Кадастр) и приведения в соответствие текста действующих норм с реальностью, что позволит уточнить существующие правовые пробелы и придать изменяемым нормам формальную определенность.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ) Кадастр является официальным сборником на бумажном носителе, который издается и ведется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Указанная норма не отвечает действительности, так как Кадастр фактически ведется в информационной системе, которая разработана и введена в эксплуатацию в установленном порядке.
Вместе с тем после передачи функций по аккредитации от Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Федеральную службу по аккредитации нарушен порядок формирования систематизированной информации о разрешенных к обороту в Российской Федерации моделях гражданского и служебного оружия и патронах к нему, а вопрос информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и организаций по обмену сведениями для наполнения Кадастра не урегулирован. В этой связи принятое в развитие части 4 статьи 8 Закона N 150-ФЗ Положение о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 (далее - Положение), не может быть реализовано.
Кроме того, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании" была утрачена законодательная основа для введения в оборот в Российской Федерации моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему. При этом принятие законопроекта повлечет пересмотр Положения, что создаст дополнительную правовую коллизию в части основания для оборота оружия в Российской Федерации.
Существующие правовые пробелы не позволяют реализовать решения, принятые на заседании Координационного совета по вопросам совершенствования механизма учета оружия и контроля за его оборотом на территории Российской Федерации при Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N 1ксо, об интеграции Кадастра в единое информационное пространство в сфере оборота оружия. Следует отметить, что получение сведений из Кадастра в рамках межведомственного электронного взаимодействия является одним из условий полноценной цифровой трансформации в сфере оборота оружия.
Законопроект определяет Кадастр как федеральную государственную информационную систему, которая обеспечивает сбор, обработку, анализ и предоставление систематизированных сведений о разрешенных к обороту в Российской Федерации моделях гражданского и служебного оружия и патронах к нему.
Устанавливается концептуальная схема формирования сведений в федеральной государственной информационной системе, которая предполагает включение модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему на основании электронного паспорта модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему (далее - Электронный паспорт). При этом необходимые для внесения в указанный электронный паспорт данные и документы, подтверждающие эти данные, передаются оператору Кадастра поставщиками данных.
Перечень поставщиков данных, состав предаваемых ими данных и документов, подтверждающих эти данные, определяется Правительством Российской Федерации. В качестве первоисточника данных предполагается определить поставщиков: заводы-изготовители, поставщики (лица, осуществляющие поставки оружия), органы по сертификации и Федеральную службу по аккредитации. Состав передаваемых ими данных и документов, подтверждающих эти данные, включает в соответствии с компетенцией информацию: о модели гражданского и служебного оружия и патронах к нему и о результатах обязательного подтверждения соответствия.
Сведения, внесенные в Кадастр, имеют юридический статус и являются основанием для оборота в Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему. Данное решение позволяет: сформировать единое информационное пространство промышленного оборота моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему; объединить результаты деятельности заинтересованных органов власти и организаций в единый формат - Электронный паспорт; закрепить, что исчерпывающие и систематизированные сведения о модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему являются основанием для его оборота в Российской Федерации; устранить вышеуказанные правовые пробелы.
Преимущества Электронного паспорта: возможность получать актуальную информацию, в частности о наличии ограничений; возможность отслеживать всю историю с момента изготовления, ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации; этапы "жизненного цикла" формируются в электронном виде из первоисточников информации,что исключает умышленное ее искажение; достоверная информация может быть затребована в любой момент; возможность вносить дополнительные сведения.
Оператором Кадастра является учреждение, подведомственное Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, которое осуществляет: создание, эксплуатацию и развитие федеральной государственной информационной системы; формирование и ведение перечня моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему; формирование Электронного паспорта и внесение данных в него; предоставление систематизированных сведений из Кадастра; обеспечение межведомственного электронного взаимодействия.
Положение о Кадастре утверждается Правительством Российской Федерации и также определяет: порядок создания и эксплуатации Кадастра, порядок формирования и ведения перечня моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему, форму и состав данных электронного паспорта и порядок внесения данных в него, перечень участников информационного взаимодействия (в том числе получателей информации и поставщиков данных), порядок и сроки предоставления систематизированных сведений из Кадастра и т.д.
Закрепление нормы о формировании и ведении Кадастра в электронном виде также позволит оказывать новую государственную услугу по предоставлению сведений из Кадастра по запросам заинтересованных лиц и организаций (получатели информации), которая будет отвечать требованиям по времени предоставления, но при минимальных трудозатратах.
Законопроект соответствуют цели Стратегического направления в области цифровой трансформации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2024 N 637-р, по обеспечению свободного, устойчивого и безопасного информационного взаимодействие между органами государственной власти, бизнесом и гражданами.
Реализация решений, предлагаемых законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.