Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317"
(подготовлен Минкультуры России 02.08.2024 г.)
29 февраля 2024 г. Президентом Российской Федерации В. Путиным было объявлено, что с 2025 года в России будет запущена программа "Земский работник культуры" по аналогии с действующими программами "Земский учитель" и "Земский доктор".
Во исполнение подпункта ж) пункта 12 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 г. N Пр-616, пункта 73 поручения Правительства Российской Федерации от 6 мая 2024 г. N ММ-П13-13543 Минкультуры России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317" (далее - проект постановления), в целях нормативного закрепления запуска программы "Земский работник культуры".
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры",в соответствии с которыми раздел I дополняется положением о начале работы новой программы "Земский работник культуры" с 1 января 2025 г.
Кроме того, проект постановления предусматривает утверждение Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение по осуществлению единовременных компенсационных выплат работникам культуры, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, в рамках реализации государственной программы "Развитие культуры" (далее - Правила, субсидия).
Предоставление субсидии предлагается осуществлять в рамках федерального проекта "Развитие искусства и творчества" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры".
Выделение субъектам Российской Федерации субсидии позволит оказать единовременную компенсационную выплату работникам культуры:
- в объеме 2 млн рублей для лиц, прибывших (переехавших) в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также в регионах Дальневосточного федерального округа;
- в объеме 1 млн рублей для лиц, прибывших (переехавших) в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территориях других субъектов Российской Федерации.
Данные выплаты послужат значительным стимулом для привлечения в организации культуры специалистов (как выпускников профильных образовательных учреждений, так и опытных профессионалов), решивших переехать на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Реализация программы "Земский работник культуры" будет осуществляться путем заполнения пустующих вакантных мест в селах, рабочих поселках и малых городах квалифицированными специалистами.
Отбор работников для участия в программе будет осуществляться субъектами Российской Федерации на основании утвержденных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе:
- положения о конкурсном отборе претендентов на право получения единовременной компенсационной выплаты;
- перечня вакантных должностей работников культуры субъекта Российской Федерации, формируемого на основании должностей из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2011 г. N 251н, а в части педагогов дополнительного образования - из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.
По итогам проводимого отбора субъектами Российской Федерации формируется список победителей конкурсного отбора на право получения единовременной компенсационной выплаты.
Реализация в 2025 году проекта постановления повлечет необходимость дополнительного финансирования программы "Земский работник культуры":
- из федерального бюджета в размере 1500,0 млн рублей;
- из средств бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование в размере 270,0 млн рублей.
Социально-экономический эффект будет достигнут путем укрепления кадрового потенциала организаций культуры, расположенных в сельских населенных пунктах, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек, а, следовательно, расширения возможностей для социального, просветительского, культурного, экономического развития таких населенных пунктов.
Результатом использования субсидии является количество работников культуры, получивших в соответствующем финансовом году единовременные компенсационные выплаты.
Проект постановления предусматривает иной порядок вступления в силу в связи с запуском программы с начала 2025 г. и вступает в силу с 1 января 2025 года.
Реализация постановления не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация решений, предлагаемых проектом постановления,не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Необходимость в анализе правоприменительной практики, обусловившей потребность изменения правового регулирования, отсутствует.
Реализация проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий предлагаемых решений,в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.