Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 05.08.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 27-П (далее - Постановление) в части регулирования порядка ликвидации мест несанкционированного складирования отходов.
В соответствии с Постановлением федеральному законодателю надлежит внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
Статистика образования и ликвидации несанкционированных свалок отходов приведена на официальном сайте Росприроднадзора в специальном разделе.
Так согласно указанной статистике по состоянию на 1 января 2022 г. в Российской Федерации в соответствии с указанной методикой обнаружено 15513 несанкционированных свалок отходов, на конец 2022 года их оставалось 12795, при том, что в течение 2022 года было ликвидировано 19077 несанкционированных свалок отходов, но при этом вновь образованных свалок стало 16359.
По отдельным регионам эта статистика имеет обратную динамику. И вновь образованных свалок появляется больше, чем их ликвидируется.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что меры, предпринимаемые до настоящего времени не являются достаточными для предотвращения образования несанкционированных свалок. Многие регионы говорят о том, что средства, которыми располагают муниципалитеты не являются достаточными для ликвидации несанкционированных свалок отходов. Препятствием для ликвидации несанкционированнных свалок отходов также называют неполный объем полномочий, в том числе у органов местного самоуправления.
Проект федерального закона направлен на решение указанных проблем.
В связи с тем, что в настоящее время затрагиваемые проектом федерального закона вопросы регулируются с учетом требований Федерального закона от 10 января 2022 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разработке проекта федерального закона понятие "место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов" приведено в соответствие с указанными нормативными правовыми актами.
В реализацию Постановления проектом федерального закона устанавливаются полномочия по определению порядка выявления мест сброса и выгрузки твердых коммунальных отходов объемом 5 кубических метров и более на территориях и объектах, не относящихся к объектам размещения отходов или к местам (площадкам) накопления отходов (далее - места сброса и выгрузки ТКО), и порядка организации ликвидации загрязнения окружающей среды в местах сброса и выгрузки ТКО.
Определение параметров объема образования мест сброса и выгрузки ТКО связано с необходимостью исключения признания местом сброса и выгрузки ТКО любого, даже самого минимального объема ТКО, оставленных на земельном участке.
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В связи с этим объем ТКО менее 5 кубических метров может быть убран в рамках регулярной очистки территории от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Возникновение мест сброса и выгрузки ТКО, прежде всего, обусловлено ненадлежащей организацией обращения с отходами. По общему правилу ликвидация загрязнения окружающей среды в местах сброса и выгрузки ТКО является обязанностью виновных в образовании таких мест лиц.
Принимая во внимание, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 72) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, проектом федерального закона предусмотрено, что в случае невозможности установления виновных в организации мест сброса и выгрузки ТКО лиц, органы государственной власти и местного самоуправления организуют реализацию своих функций по охране окружающей среды и обеспечивают ликвидацию загрязнения окружающей среды в местах сброса и выгрузки ТКО.
Проектом федерального закона также уточняются полномочия федеральных органов исполнительной власти в части выявления мест сброса и выгрузки ТКО и организации ликвидации загрязнения окружающей среды в местах сброса и выгрузки ТКО на земельных участках, в том числе используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и Федеральной службы безопасности.
Уточняются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части выявления мест сброса и выгрузки ТКО и организацию ликвидации загрязнения окружающей среды в местах сброса и выгрузки ТКО за границами населенных пунктов, а также закрепляется за муниципальными образованиями обязанность по выявлению мест сброса и выгрузки ТКО и организации ликвидации загрязнения окружающей среды в местах сброса и выгрузки ТКО в границах населенных пунктов, поскольку согласно позиции, отраженной в Постановлении, зачастую образование таких мест является следствием ненадлежащей организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) отходов.
Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральные законы от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Кроме того, проектом федерального закона устанавливаются случаи и порядок мест сброса и выгрузки ТКО и организацию ликвидации загрязнения окружающей среды в местах сброса и выгрузки ТКО при которых федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и подведомственные им организации будут реализовывать свои полномочия, направленные на ликвидацию загрязнения окружающей среды в местах сброса и выгрузки ТКО.
В целях обеспечения полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующими финансовыми источниками проектом федерального закона вносятся изменения в статьи 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", определяющие источники финансирования мероприятий по ликвидации загрязнения окружающей среды в местах сброса и выгрузки ТКО. Так ликвидация загрязнения окружающей среды в местах сброса и выгрузки ТКО, наряду с ликвидацией накопленного экологического вреда окружающей среде, определяется в качестве одного из первостепенных направлений использования средств платы за негативное воздействие на окружающую среду, сумм штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, а также средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Предлагаемый механизм правового регулирования вопросов, связанных с ликвидацией загрязнения окружающей среды в местах сброса и выгрузки ТКО, будет способствовать повышению обеспечения органами местного самоуправления и субъектами Российской Федерации соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами, в том числе в части организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию ТКО, а также обеспечению контроля за работой региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, проектом федерального закона предусматривается наделение Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти Российской Федерации полномочием на осуществление исключения из государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде мест сброса и выгрузки ТКО, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде с учетом влияния таких объектов на здоровье граждан и окружающую среду, с целью их ликвидации в соответствии с проектируемыми положениями проекта федерального закона
Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ и национальных проектов в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения.
Проект федерального закона вступает в силу с 1 января 2026 года, так как проектом федерального закона предусмотрено направление средств платы за негативное воздействие на окружающую среду, сумм штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, а также средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, которые включаются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и местные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Таким образом отложенное вступление в силу проекта федерального закона позволит перераспределять указанные бюджетные средства с утверждения бюджетов на календарный период.
Реализация предлагаемых проектом федерального закона решений не повлечет социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
В проекте федерального закона не содержатся обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.