Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным"
(подготовлен Минпромторгом России 08.08.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным" (далее - проект постановления) разработан в связи с аннулированием постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным" (далее - Постановление N 647), во исполнение пункта 7 которого принят приказ Минздрава России от 22 октября 2021 г. N 1004н "Об утверждении инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным" (далее - Приказ, перечень).
Минпромторгом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота", которым предусматривается признать утратившим силу Постановление N 647 и утвердить взамен новый порядок.
Переиздание Постановления N 647 обусловлено правоприменительной практикой, сложившейся за период его действия, а также изменениями в законодательстве Российской Федерации, в частности в отношении установления обязательных требований.
В настоящий момент согласно Положению о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. N 1007, лицензиат, осуществляющий уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I - III перечня, прекурсоров, внесенных в список I перечня, должен соблюдать требования статьи 29 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ) и порядок их уничтожения, установленный Постановлением N 647.
Согласно пункту 7 Постановления N 647 Министерству здравоохранения Российской Федерации требовалось утвердить в 2-месячный срок инструкцию по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III перечня, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным в соответствии со статьей 29 Закона N 3-ФЗ.
Во исполнение вышеуказанного пункта Постановления N 647 принят Приказ, который содержит обязательные требования.
При этом согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Так как согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 3-ФЗ наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также инструменты или оборудование, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и с учетом внесения изменений в Постановление N 647 Приказ требуется признать утратившим силу, а положения, содержащиеся в нем перенести в проект постановления.
При этом Приказ распространяется только на случаи уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным только в медицинской практике.
В настоящее время в нормативных правовых актах отсутствует порядок уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным в иных законных целях - производство лекарственных средств, научные и учебные цели, проведение экспертиз.
В связи с изложенным проект постановления определяет порядок уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным как в медицинской практики, так и в иных законных целях.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения присутствуют.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", а также поручению Д.Ю. Григоренко от 26 июня 2023 г. N 4366-П36-ДГ проект постановления вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Правоприменительная практика по данному вопросу в настоящий момент сформирована в рамках Приказа.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.