Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков"
(подготовлен Росреестром 09.08.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков" (далее - проект постановления) разработан соответствии с проектируемыми пунктом 4 статьи 851 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 5 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Указанными нормами, содержащимися в Федеральном законе от 8 августа 2024 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 307-ФЗ), предусмотрено установление Правительством Российской Федерации признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков (далее соответственно - признаки неиспользования, земельные участки).
Соблюдение требований законодательства Российской Федерации, связанных с использованием земельных участков, в соответствии с положениями статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1081, является предметом федерального государственного земельного контроля (надзора), осуществляемого Росреестром.
Как показывает практика, неиспользуемые земельные участки характеризуются зарастанием, захламлением, наличием заброшенных, разрушенных или поврежденных зданий, сооружений или их частей, отсутствием связанных с проводимыми мероприятиями по строительству и осуществлением иной хозяйственной деятельности предметов.
Предлагаемые для утверждения признаки неиспользования сформированы с учетом целевого назначения и вида разрешенного использования земельного участка и различны в зависимости от правового режима и частично от фактического состояния земельного участка:
для земельных участков, целевое назначение и вид разрешенного использования которых предусматривает строительство и размещение объектов капитального строительства, при фактическом отсутствии построенных зданий, строений, сооружений;
для земельных участков, целевое назначение и вид разрешенного использования использование которых предусматривает строительство и размещение зданий, сооружений, при фактическом наличии построенных зданий, сооружений, права на которые оформлены в установленном законом порядке;
для земельных участков, целевое назначение и вид разрешенного использования которых не предусматривает строительство и размещение зданий, сооружений;
для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства;
для садовых и приусадебных земельных участков;
для огородных земельных участков.
Признаки неиспользования станут основой дополнительной защиты граждан, использующих земельные участки, и позволят обеспечить проведение мероприятий, направленных на их использование в соответствии с установленным целевым назначением и видом разрешенного использования.
Учитывая, что признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков, подлежат применению органом, осуществляющим федеральный государственный земельный контроль (надзор), соответствующие положения будут многократно применяться широким кругом лиц. В этой связи устанавливающий такие признаки акт подготовлен в форме проекта постановления Правительства Российской Федерации.
Предусмотренные проектом постановления признаки также позволят сделать вывод о неиспользовании земельного участка, который должен вовлекаться в хозяйственный оборот, и будут применяться при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля.
Предусмотренные проектом постановления нормы не отменяют и не ухудшают ранее внедренные правовые механизмы, не приведут к утрате существующей правовой среды в сфере земельно-имущественных отношений.
Проект постановления содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
При этом новые виды государственного контроля (надзора) и новые виды разрешительной деятельности проектом постановления не вводятся.
Срок вступления в силу положений, предусмотренных проектом постановления с 1 марта 2025 г. обусловлены сроком вступления в силу положений Закона N 307-ФЗ.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые проектом постановления положения напрямую не связаны с реализацией государственных программ Российской Федерации, но будут способствовать достижению целей, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2148.
Реализация положений проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие постановления не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.