Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об авансировании государственных контрактов"
(подготовлен Минстроем России 12.08.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об авансировании государственных контрактов" (далее - проект постановления) разработан в инициативном порядке в соответствии с пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 "О мерах по обеспечению федерального бюджета", в соответствии с которым Правительство Российской Федерации посредством принятия нормативного правового акта может установить размер авансовых платежей в отношении государственных контрактов.
Проектом постановления предлагается установить, что ППК "Единый заказчик" при исполнении государственных контрактов на выполнение работ по проектированию, реконструкции и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства "Реконструкция здания филиала ФКП "Российская государственная цирковая компания" - "Тверской государственный цирк" по адресу: Российская Федерация, Тверская область, г. Тверь, Тверская пл., д. 2а" (далее - Тверской государственный цирк), "Реконструкция здания филиала ФКП "Российская государственная цирковая компания" - "Волгоградский государственный цирк" по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, д. 15" (далее - Волгоградский государственный цирк) вправе предусмотреть авансовые платежи в размере до 90 процентов цены таких государственных контрактов, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до ППК "Единый заказчик" на указанные цели на соответствующий финансовый год.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" изменение установленного ранее размера аванса допускается по соглашению сторон, заключивших государственный контракт.
Вместе с тем согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2024 г. N 50 "О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта "а" и подпункта "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2024 году" размеры авансирования государственных контрактов в 2024 году ограничены 50 процентами от суммы заключенного государственного контракта.
Исходя из анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, в связи с необходимостью установления авансовых платежей в размере до 90 процентов цены указанных государственных контрактов необходимо принятие решения Правительства Российской Федерации в форме нормативного правового акта (постановления Правительства Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 111 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" стороны вносят изменения в соответствующие государственные контракты в части увеличения размера авансового платежа до указанного размера.
Реконструкция Тверского и Волгоградского государственных цирков предусмотрена в рамках установленных государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры" Национального проекта "Культура". Подрядчиком, осуществляющим выполнение работ по Тверскому и Волгоградскому государственным циркам, является ООО "Наследие" - ИНН: 7727309556 (далее - Подрядчик).
Функции Государственного заказчика и Застройщика, а также главного распорядителя бюджетных средств в отношении Тверского и Волгоградского государственных цирков (при совместном упоминании - Объекты) выполняет ППК "Единый заказчик".
В соответствии с перечнем объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящим в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2023 г. N 267-р, срок ввода в эксплуатацию Тверского и Волгоградского цирков определен в 2025 году.
В отношении государственных контрактов, заключенных в отношении Объектов предусмотрено авансирование в размере до 49,9% (от цены соответствующих государственных контрактов), средства которого направлены на:
- выплату аванса за работы по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий в размере 90% от стоимости работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий;
- выплату аванса за выполнение строительно-монтажных работ, поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования, пусконаладочные работы, прочие затраты в размере 49,2% от стоимости строительно-монтажных работ, поставки, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования, пусконаладочных работ, прочих затрат.
Кроме того, при производстве строительно-монтажных работ и детальной проработки проектных решений на стадии "Рабочая документация" за счёт аванса, перечисленного Подрядчику, а также из его собственных средств оплачиваются иные работы (которые ранее не были предусмотрены):
- размещение на полигоне отходов от демонтажных работ и работ на период строительства, превышающего проектный объём;
- усиление или замена вновь выявленных по завершению подготовительного периода строительства, ограниченно-работоспособных и аварийных участков существующих конструкций зданий с изменением конструктивной схемы здания;
- закупка технологического оборудования и строительных материалов на условиях, превышающие предусмотренные сметные индексы удорожания, дефляторы.
При этом общая стоимость инженерного и технологического оборудования составляет более 28% (от цены государственных контрактов). Поставка указанного оборудования в условиях сложившейся геополитической ситуации без изменения условий авансирования трудновыполнима в связи с длительным периодом изготовления (от трех до девяти месяцев) и требованиями поставщиков о поставке такого оборудования, материалов и изделий при условии 90% предоплаты.
Проект постановления соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Принятие проекта распоряжения будет способствовать своевременному завершению мероприятий и достижению показателей, установленных государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.