Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и порядка определения наличия указанной технической возможности, а также обязательного минимального состава оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике"
(подготовлен Минэнерго России 13.08.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и порядка определения наличия указанной технической возможности, а также обязательного минимального состава оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 151, абзацами шестьдесят четвертым и шестьдесят пятым пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2023 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") в редакции Федерального закона от 13.07.2024 N 185-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 15 1 ФЗ "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона от 13.07.2024 N 185-ФЗ собственники или иные законные владельцы объектов электроэнергетики, введенных в эксплуатацию до 01.01.2025, в отношении которых имеется техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров, и субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике обязаны не позднее 01.01.2027 обеспечить переход на управление технологическим режимом работы и эксплуатационным состоянием таких объектов посредством дистанционного управления из диспетчерских центров (далее - дистанционное управление из диспетчерских центров).
В отношении существующих объектов электроэнергетики, для которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров по состоянию на 01.01.2025 отсутствует, а также в отношении объектов электроэнергетики, проектной документацией на строительство (реконструкцию) которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не предусмотрена, создание технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров осуществляется при последующей реконструкции таких объектов электроэнергетики.
Критерии наличия в отношении объектов электроэнергетики технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров, а также порядок определения наличия указанной технической возможности и обязательный минимальный состав оборудования и устройств, подлежащих дистанционному управлению из диспетчерских центров, должны быть определены Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанных положений закона проектом постановления устанавливаются:
- критерии наличия в отношении объектов электроэнергетики технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики;
- порядок определения наличия указанной технической возможности, включая форму заключения о наличии (отсутствии) технической возможности реализации дистанционного управления, порядок согласования заключения с диспетчерским центром;
- обязательный минимальный состав оборудования и устройств объектов электроэнергетики, подлежащих дистанционному управлению из диспетчерских центров.
Предусмотренные проектом постановления критерии наличия в отношении объектов электроэнергетики технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров дифференцированы применительно к следующим видам дистанционного управления*(1):
- дистанционное управление технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием электросетевого оборудования и устройствами (функциями устройств) релейной защиты и автоматики;
- дистанционное управление активной и реактивной мощностью генерирующего оборудования ветровых и солнечных электростанций;
- дистанционное управление активной и реактивной мощностью генерирующего оборудования гидравлических электростанций установленной генерирующей мощностью 50 МВт и менее, автоматизированная система управления которых обеспечивает работу такой электростанции в автоматическом режиме без вмешательства оперативного персонала с обеспечением управления водным режимом и выполнением установленных ограничений работы основного и вспомогательного оборудования, а также безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений;
- дистанционное управление активной мощностью гидравлических, гидроаккумулирующих и тепловых электростанций путем доведения до автоматизированных систем управления технологическими процессами, систем группового регулирования активной мощности или систем управления активной мощностью (далее - системы управления нагрузкой) таких электростанций или доведения до систем управления нагрузкой электростанций и реализации плановых диспетчерских графиков и команд на изменение заданий плановой мощности.
Проект постановления содержит новые требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а именно - проект постановления определяет:
- порядок проведения владельцами объектов электроэнергетики оценки наличия технической возможности осуществления дистанционного управления из диспетчерских центров, включая формирование и согласование с субъектом оперативно-диспетчерского управления заключения о наличии (отсутствии) такой технической возможности;
- обязанность субъекта оперативно-диспетчерского управления рассмотреть заключение владельца объекта электроэнергетики о наличии (отсутствии) технической возможности осуществления в отношении принадлежащих такому владельцу объектов электроэнергетики дистанционного управления из диспетчерских центров, и, при отсутствии замечаний, согласовать проект заключения.
Оценка соблюдения указанных обязательных требований осуществляется в рамках федерального государственного энергетического надзора за соблюдением требований, предъявляемых к эксплуатации объектов электроэнергетики и оперативно-диспетчерскому управлению.
Предусмотренный проектом постановления минимальный состав оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сам по себе новых обязательных требований не устанавливает и учитывается при реализации положений Федерального закона от 13.07.2024 N 185-ФЗ в части определения состава оборудования существующих и проектируемых объектов электроэнергетики, в отношении которого необходимы организация и осуществление дистанционного управления из диспетчерских центров.
Срок действия проекта постановления не ограничивается сроком, предусмотренным частью 4 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", ввиду наличия изъятия из указанного положения в отношении нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, установленного пунктом 3 статьи 4 ФЗ "Об электроэнергетике", и с учетом требований ст. 151 ФЗ "Об электроэнергетике".
Реализация в отношении объектов электроэнергетики дистанционного управления из диспетчерских центров возможна только при наличии технической возможности: объект электроэнергетики должен соответствовать критериям, установленным проектом постановления. Согласно ст. 151 ФЗ "Об электроэнергетике" в редакции Федерального закона от 13.07.2024 N 185-ФЗ создание технической возможности дистанционного управления осуществляется при последующей реконструкции таких объектов электроэнергетики, которая осуществляется в соответствии с планами компаний по реализации соответствующих инвестиционных проектов. Для осуществления инвестиционного планирования и учета соответствующих расходов при финансовом планировании своей деятельности и долгосрочном тарифном регулировании владельцам объектов электроэнергетики важно заблаговременно понимать весь объем требований, соблюдение которых необходимо на этапе проектирования реконструкции объекта и при ее реализации. Предъявляемые при этом требования должны носить долгосрочный характер и не меняться в течение цикла реализации инвестиционных проектов в электроэнергетике.
Кроме того, в соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р, переход оперативно-диспетчерского управления на 100-процентное автоматическое дистанционное управление из диспетчерских центров должен быть выполнен до 2035 года. В течение указанного периода критерии определения наличия технической возможности дистанционного управления, минимальный состав оборудования и устройств, в отношении которых дистанционное управление осуществляется, должны быть одинаковыми (унифицированными) для всех субъектов и объектов электроэнергетики вне зависимости от того, в какой конкретно период времени они реализуют соответствующие мероприятия. Это обеспечивает компаниями равные и недискриминационные условия деятельности в сфере электроэнергетики.
С учетом этого проект постановления не может быть ограничен 6-летним сроком действия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 ФЗ "Об электроэнергетике" сроки вступления в силу нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики могут определяться указанными нормативными правовыми актами без учета положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". С учетом необходимости принятия проекта постановления для своевременной реализации положений Федерального закона от 13.07.2024 N 185-ФЗ проект постановления вступает в силу порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" для актов Правительства Российской Федерации.
Принятие и применение норм проекта постановления не повлечет роста расходных обязательств федерального бюджета и бюджетов иных уровней, не окажет влияния на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Реализация проекта постановления обеспечивает достижение цели по переходу оперативно-диспетчерского управления на 100-процентное автоматическое дистанционное управление режимами работы объектами электрической сети 220 кВ и выше и объектами генерации 25 МВт и выше в ЕЭС России, а также объектами электрической сети 110 кВ и выше и объектами генерации 5 МВт и выше в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, предусмотренной Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) При описании видов дистанционного управления для обеспечения их однозначного толкования и правоприменения конкретизированы типы объектов электроэнергетики и состав оборудования, управление технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием которых осуществляется дистанционно из диспетчерских центров, а применительно к генерирующему оборудованию - также параметры технологического режима работы, управление которыми относится к функциям диспетчерских центров системного оператора. Указанный подход основан на критериях отнесения к объектам диспетчеризации, установленным пунктом 9 Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 854, и корреспондирует описанию видов дистанционного управления, принятому в серии национальных стандартов Российской Федерации "Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Дистанционное управление".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.