Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(подготовлен Минюстом России 13.08.2024 г.)
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - законопроект) предлагается дополнить статью 17.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" нормой, устанавливающей для кредитной и микрофинансовой организаций обязанности представлять в уполномоченный орган отчет о деятельности по возврату просроченной задолженности в порядке, форме, сроках и с периодичностью его направления, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, по согласованию с Банком России.
Федеральным законом от 04.08.2023 N 467-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" расширены полномочия ФССП России в части контроля не только за профессиональными коллекторскими организациями, но и за микрофинансовыми организациями и кредитными (банковскими) организациями при взыскании ими просроченной задолженности физических лиц.
По состоянию на 30.06.2024:
в государственный реестр профессиональных коллекторских организаций включены 494 юридических лица;
в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, включены 319 банков и 952 микрофинансовые организации.
По данным ФССП России, микрофинансовыми организациями и кредитными (банковскими) организациями при взыскании просроченной задолженности допускаются нарушения прав граждан.
Однако в Федеральном законе от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" обязанность по предоставлению в ФССП России отчета об указанной деятельности предусмотрена только в отношении профессиональных коллекторов.
Необходимость законодательного закрепления обязанности по предоставлению в ФССП России отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц микрофинансовыми и кредитными организациями рассматривается также в целях выявления индикаторов риска их деятельности в соответствии с требованиями пункта 1 части 10 статьи 23 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
При этом ключевыми показателями в отчетах кредитных и микрофинансовых организаций должны стать соблюдение прав граждан, имеющих просроченную задолженность, и отсутствие нарушений общих правил совершения таких действий (общение с должниками в неустановленное законом время или с нарушением частоты взаимодействия чаще, чем предусмотрено законом и др.).
Предложенное законопроектом изменение направлено на установление обязанности микрофинансовых и кредитных организаций представлять в ФССП России отчет о своей деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц в целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) и мониторинга деятельности таких организаций.
Отлагательный срок вступления в силу федерального закона обусловлен наличием обязательных требований, положениями части 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", а также необходимостью подготовки подзаконного акта, направленного на его реализацию.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, повлечет финансовые расходы для кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц, связанные с исполнением новых требований по направлению в ФССП России соответствующих отчетов.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не потребует разработки федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Принятие Федерального закона потребует издания приказа Министерства юстиции Российской Федерации об утверждении порядка, формы, сроков и периодичности представления кредитной и микрофинансовой организациями в ФССП России отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности в соответствии с частью 5.1 статьи 17.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Цель - повышение эффективности защиты прав и законных интересов физических лиц.
Содержание правового регулирования - установление порядка, формы, сроков и периодичности представления микрофинансовыми и кредитными организациями в ФССП России отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц в соответствии с частью 5.1 статьи 17.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Головной исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство экономического развития Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов.
Срок подготовки - II квартал 2025 года.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.