Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка пенсионного обеспечения"
(подготовлен Минтрудом России 15.08.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка пенсионного обеспечения"*(1) подготовлен в целях совершенствования пенсионного законодательства в части:
оптимизации механизма назначения и выплаты страховой пенсии по старости в проактивном (беззаявительном) порядке с учетом развития современных информационных технологий в рамках реализации Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года*(2);
оптимизации процессов предоставления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению пенсий;
повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, имеющих иные ("нестраховые") периоды, засчитываемые в страховой стаж, имевшие место после назначения им страховой пенсии.
1. В настоящее время в целях реализации права на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"*(3) граждане обращаются с заявлением о назначении указанной пенсии в территориальный орган СФР.
В территориальных органах СФР организована работа по оценке пенсионных прав застрахованных лиц с целью предоставления гражданам возможности назначения пенсии без посещения клиентской службы территориального органа СФР на основании заявления в электронной форме и "полного" индивидуального лицевого счета застрахованного лица*(4).
В целях своевременного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ территориальными органами СФР осуществляется комплекс мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а также иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, величине индивидуального пенсионного коэффициента*(5), учтенных в СФР.
Под полнотой и достоверностью сведений о пенсионных правах застрахованных лиц понимается совокупность учтенных в ИЛС сведений о периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а также иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, заработке (доходе), страховых взносах и других сведениях, имеющихся в распоряжении территориальных органов СФР, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий.
Результатом проведения данной работы является отражение пенсионных прав, приобретенных гражданином (сведений о стаже, заработке (доходе), страховых взносах, иной деятельности, иных периодах), на его ИЛС, учет в территориальном органе СФР других сведений, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий.
Следует отметить, что с 1 января 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в том числе внесены изменения в Федеральный закон N 400-ФЗ в части беззаявительного назначения страховой пенсии по инвалидности и Федеральный закон N 166-ФЗ в части беззаявительного назначения социальной пенсии по инвалидности.
Кроме того, с 1 января 2024 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 мая 2023 г. N 190-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О страховых пенсиях", которым в том числе внесены изменения в Федеральный закон N 400-ФЗ в части беззаявительного назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, не достигшим возраста 18 лет, и Федеральный закон N 166-ФЗ в части беззаявительного назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца детям, не достигшим возраста 18 лет.
Учитывая сформировавшуюся тенденцию в развитии процедурных норм пенсионного законодательства - отказ от необходимости подачи правомочными лицами заявлений в целях совершения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, процедурных действий, направленных на реализацию его прав, и закрепление презумпции согласия гражданина на назначение пенсии и изменение ее размера, исходя из того, что это выгодно гражданину, проектом федерального закона предлагается назначение в беззаявительном порядке страховой пенсии по старости на общих основаниях, лицам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону N 400-ФЗ), при наличии у них не менее 15 лет страхового стажа и величины ИПК в размере не менее 30.
Страховую пенсии по старости предусматривается назначать со дня достижения возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону N 400-ФЗ) на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 13 Правил N 546н*(6) заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом СФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
В этой связи проектом федерального закона предусмотрено, что решение о назначении страховой пенсии по старости принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица за месяц до достижения возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ. В случае отсутствия условий, необходимых для назначения лицу, достигшему возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за месяц до достижения возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, уведомляет данное лицо об условиях, необходимых для назначения страховой пенсии по старости.
Следует отметить, что частью 15 статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрен коэффициент повышения ИПК для исчисления размера страховой пенсии по старости, который применяется в случае:
назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в том числе позднее возраста, предусмотренного приложением 6 к Федеральному закону N 400-ФЗ;
отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости и последующего восстановления выплаты указанной пенсии или назначения указанной пенсии вновь.
Также при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ).
Таким образом, в целях реализации беззаявительного порядка назначения страховой пенсии на общих основаниях без ущемления прав граждан, планирующих осуществить выход на пенсию позднее возникновения права на нее в целях применения коэффициента повышения ИПК и коэффициента повышения размера фиксированной выплаты при определении размера страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, положениями проекта федерального закона предусматривается извещение гражданина, страховая пенсия по старости которому назначена в беззаявительном порядке, о возможности отказа от назначенной пенсии в целях применения такого коэффициента.
Так, проектом федерального закона предусматривается, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает лицо о назначении ему страховой пенсии по старости и возможности отказа от назначенной пенсии в целях применения коэффициента повышения, предусмотренного частью 15 статьи 15 и частью 4 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ.
Гражданин, которому страховая пенсия по старости назначена в беззаявительном порядке, имеет право отказаться от назначения страховой пенсии по старости, в том числе в целях применения коэффициента повышения, предусмотренного частью 15 статьи 15 и частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона N 400-ФЗ, путем подачи соответствующего заявления в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Гражданин, отказавшийся от назначения страховой пенсии по старости, имеет право на назначение страховой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 400-ФЗ, то есть путем подачи заявления о назначении пенсии.
Соответствующие положения беззаявительного назначения страховой пенсии по старости предусмотрены в новой проектируемой статье 25.3, которая вносится в Федеральный закон N 400-ФЗ.
При беззаявительном назначении страховой пенсии по старости предлагается использование порядка выплаты и доставки пенсии, предусмотренный частью 13.1 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ (в редакции Федерального закона N 153-ФЗ), применяемого при беззаявительном назначении страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца. В этой связи вносятся соответствующие изменения в указанную часть.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения механизма назначения страховой пенсии по старости исходят из презумпции согласия гражданина на установление пенсии, увеличение ее размера (о чем в часть 4.1 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ вносятся соответствующие изменения), направлены на создание для граждан удобных условий реализации своего права на получение пенсии, отвечающих современным подходам оказания государственных услуг, и в целом соответствуют закрепленной в пенсионном праве тенденции развития осуществления процедурных действий без подачи гражданами заявлений.
Следует отметить, что исходя из норм законодательства Российской Федерации, пенсионное обеспечение граждан может осуществляться как по линии Фонда, так и по линии силовых ведомств.
Так, согласно положениям Федерального закона N 400-ФЗ*(7), Федерального закона N 166-ФЗ*(8), Закона N 4468-1*(9) гражданину, имеющему одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по его выбору.
Факт неполучения пенсии по линии иных ведомств является юридическим фактом, необходимым для назначения страховой пенсии по старости в беззаявительном порядке, и будет подтверждаться на основании сведений, размещаемых на государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"*(10).
В связи с необходимостью соответствующей доработки процедур взаимодействия СФР и "силовых" ведомств на платформе ЕЦП, срок вступления в силу указанных положений проекта федерального закона определен с 1 января 2026 года.
2. Порядок установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховой пенсии, накопительной пенсии и их выплаты и доставки определен соответственно статьей 24 Федерального закона N 166-ФЗ, статьей 21 Федерального закона N 400-ФЗ, статьей 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"*(11).
Так, в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 166-ФЗ, частью 4 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ, частью 7 статьи 9 Федерального закона N 424-ФЗ обращение за назначением пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховой пенсии, накопительной пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"*(12).
Правилами N 546н установлено, что в случае представления заявления назначении соответствующей пенсии в форме электронного документа днем обращения за назначением пенсии считается дата подачи заявления в форме электронного документа. Прием заявления о назначении пенсии, представленного в форме электронного документа, осуществляется территориальным органом СФР не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения территориальным органом СФР. В случае подачи заявления о назначении пенсии в форме электронного документа уведомление о приеме и регистрации соответствующего заявления направляется в адрес гражданина в форме электронного документа (пункты 23, 25, 26).
В целях снижения административных издержек органа, осуществляющего назначение и выплату пенсии, в части приема и обработки заявлений о назначении пенсии, проектом федерального закона предлагается предусмотреть норму, регулирующую рассмотрение "повторных" заявлений, поданных гражданином в форме электронного документа.
Так абзац четвертый пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 166-ФЗ, часть 4 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ, часть 7 статьи 9 Федерального закона N 424-ФЗ предлагается дополнить положением, предусматривающим, что в случае, если до вынесения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, решения по заявлению о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховой пенсии, накопительной пенсии, поданном с использованием ЕПГУ, заявитель повторно подает в таком же порядке заявление о назначении соответствующей пенсии того же вида, такое заявление не подлежит рассмотрению органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
3. Законопроектом предлагается предусмотреть возможность перерасчета размера страховой пенсии гражданам, имеющим "нестраховые" периоды, имевшим место как, до так и после назначения страховой пенсии, за исключением периодов ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ), учитывая, что такой уход осуществляется трудоспособными лицами, в то время как лица, получающие пенсию, являются нетрудоспособными.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, показал следующее.
В настоящее время иные периоды, указанные в части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности.
К таким периодам относятся, например, периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (пункт 3 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ); периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ); периоды проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации (пункт 7 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ), периоды пребывания в добровольческом формировании (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ).
При этом в соответствии с частью 12 статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода, предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8, 10 и 12 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом N 126-ФЗ*(13), составляет 1,8. Коэффициент за полный календарный год иного периода, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, составляет: 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.
Коэффициент за полный календарный год засчитываемых в страховой стаж периода службы, предусмотренного Федеральным законом N 126-ФЗ, (периоды участия в специальной военной операции во время прохождения военной службы), периода участия в специальной военной операции в период пребывания в добровольческом формировании составляет 3,6*(14).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии осуществляется в случае увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии.
Возможность перерасчета размера страховой пенсии с учетом иных ("нестраховых") периодов, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8, 10 и 12 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом N 126-ФЗ, имевших место после назначения страховой пенсии, действующим законодательством не предусмотрена.
В практике территориальных органов СФР имеют место случаи обращения пенсионеров за перерасчетом размера страховой пенсии с учетом периодов, имевших место после назначения страховой пенсии. Согласно вышеприведенным нормам Федерального закона N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии с учетом таких периодов не осуществляется.
Необходимо отметить, что иные ("нестраховые") периоды, предусмотренные статьей 12 Федерального закона N 400-ФЗ, являются важной гарантией государства в части социальной поддержки граждан.
Данные социально значимые периоды, возникающие в течение жизни человека, за которые не начисляются (не уплачиваются) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, включаются в страховой стаж в целях определения права и размера страховой пенсии наравне с периодами работы (иной деятельности), за которые страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются (уплачиваются).
Обязательное пенсионное страхование помимо общепринятых для страхования функций, таких как возмещения утраченного дохода, выполняет и важнейшие социальные задачи. По существу, зачет в страховой стаж иных ("нестраховых") периодов является государственной гарантией и льготой, предоставляемой гражданам в связи с выполнением общественно-полезной деятельности или по каким-либо иным причинам, которые признаются законодателем значимыми, и перерасчет размера страховой пенсии в связи с наличием иных ("нестраховых") периодов необходимо осуществлять независимо от того в какой период времени данный период имел место (до или после назначения страховой пенсии).
При этом обращаем внимание, что законодательством, действовавшим до 1 января 2015 года (Федеральный закон N 173-ФЗ*(15), Закон N 340-1*(16)), была предусмотрена возможность перерасчета размера пенсии с учетом иных ("нестраховых") периодов, имевших место после назначения пенсии.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Расходы на реализацию данного законопроекта отражены в финансово-экономическом обосновании.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Далее - проект федерального закона, законопроект
*(2) Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р.
*(3) Далее - Федеральный закон N 400-ФЗ.
*(4) Далее - ИЛС.
*(5) Далее - ИПК.
*(6) Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 546н, далее - Правила N 546н.
*(7) Часть 1 статьи 5 Федерального закона N 400-ФЗ
*(8) Пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ.
*(9) Статья 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
*(10) Далее - ЕЦП.
*(11) Далее - Федеральный закон N 424-ФЗ.
*(12) Далее - ЕПГУ.
*(13) Федеральный закон от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", далее - Федеральный закон N 126-ФЗ.
*(14) Часть 12.1 статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ.
*(15) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 173-ФЗ.
*(16) Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", далее - Закон N 340-1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.