Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минюстом России 21.08.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2024 г. N 39-П (далее - Постановление N 39-П), которым часть 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования и по смыслу, придаваемому ему судебным толкованием, не предоставляет возможности льготной (в половинном размере) уплаты административного штрафа в случае выявления административного правонарушения в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры.
Часть 1.3-3 статьи 32.2 КоАП введена Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) и устанавливает льготный порядок уплаты административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Понятие "государственный контроль (надзор), муниципальный контроль" широко применяется в правовом регулировании и подлежит системному толкованию в том числе во взаимосвязи с положениями федеральных законов от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - федеральные законы).
Вместе с тем, в отличие, например, от статьи 28.1 КоАП, статья 32.2 КоАП не содержит оговорок (примечаний) относительно распространения ее действия исключительно на те случаи, когда административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется федеральными законами.
Таким образом, термин "государственный контроль (надзор), муниципальный контроль" в данном случае подлежит толкованию в общеупотребимом смысле как любой вид контроля (надзора), осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе исключенный из-под действия федеральных законов.
Данный подход соответствует принципам равенства всех перед законом и справедливости, а также целям принятия Федерального закона N 290-ФЗ, направленного на либерализацию административной ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.
В то же время правоприменительная практика свидетельствует о наличии различных подходов к толкованию термина "государственный контроль (надзор), муниципальный контроль", в том числе предполагающих ограничение его содержания только видами контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется федеральными законами, как это установлено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 39-П.
В связи с этим в целях устранения выявленного Конституционным Судом Российской Федерации неоднозначного толкования части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП на практике законопроектом предлагается уточнить положения данной нормы, предусмотрев в качестве условия применения льготного порядка уплаты административного штрафа совершение административного правонарушения юридическим лицом, его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В целях недопущения возникновения коллизий между частями 1.3-1, 1.3-2 и частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП (в редакции законопроекта) предлагается объединить положения указанных норм в рамках уточненной редакции части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП.
Корреспондирующие изменения юридико-технического характера вносятся законопроектом в часть 1.1 статьи 29.10, часть 2 статьи 31.2, части 1 и 3 статьи 31.8 КоАП.
Принятие соответствующего федерального закона не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет необходимости увеличения штатной численности органов государственной власти, поскольку реализация положений законопроекта будет осуществляться судьями и должностными лицами, уполномоченными в настоящее время осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.