Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О Национальном словарном фонде"
(подготовлен Минобрнауки России 20.08.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О Национальном словарном фонде" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с частью 7 статьи 4.1 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 апреля 2024 г. N 93-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" (вступает в силу с 1 января 2025 г.) (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) и предусматривает создание единого цифрового ресурса, в котором интегрированы данные словарей русского языка, написанных за последние три века, позволит решать как научные и образовательные, так и чисто практические задачи - пользователи смогут проверить свое знание русского языка и уровень владения его нормами, получат инструмент совершенствования своих речевых и языковых навыков и возможность избежать ошибочного употреблений языковых единиц. Национальный словарный фонд позволит получить информацию о написании слов, их произношении и месте ударения с возможными вариантами в исторической динамике, о системе значений конкретного слова и их трансформации во времени, в грамматических характеристиках слов и их сочетаемостных нормах, о наличии и функционировании синонимов, антонимов, омонимов и паронимов, а также об использовании фразеологических сочетаний.
Национальный словарный фонд будет являться общедоступным и достоверным источником информации о современном русском литературном языке.
В настоящее время аналогов Национального словарного фонда, содержащих информацию о нормах современного русского литературного языка и отражающих происходящие в нем процессы и изменения, а также исторические данные о словарном составе русского литературного языка, не существует.
Лексикографическая деятельность, ориентированная на печатное издание словарей, не дает возможности составить представление об актуальном состоянии языка, отстает от культурно-языковых потребностей общества. При этом тексты словарей XVIII-XIX веков труднодоступны для читателей.
В связи с этим ключевую роль начинают играть информационно-коммуникационные технологии, с применением которых будет создан Национальный словарный фонд. Его создание, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня общей грамотности, защите, сохранению, распространению и развитию государственного языка Российской Федерации, популяризации и реализации системы поддержки русскоязычной среды за рубежом.
Федеральным законом N 53-ФЗ установлено, что Национальный словарный фонд состоит из словарных статей, являющихся основными структурными единицами нормативных словарей, а также словарей, фиксирующих сведения о развитии норм русского литературного языка. Порядок и использование словарей осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Перечень словарей определяется приказом Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Проектом постановления предполагается утвердить Положение о Национальном словарном фонде, определяющее в том числе полномочия оператора Национального словарного фонда, порядок и источники формирования, порядок ведения, структуру Национального словарного фонда, порядок предоставления, обработки и хранения информации, содержащейся в Национальном словарном фонде.
Принятие и реализация проекта постановления не повлечет за собой негативных социально-экономических, финансовых и иных негативных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Предлагаемые проектом постановления решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.