Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке признания электронной подписи (электронной цифровой подписи) в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии"
(подготовлен Минцифры России 23.08.2024 г.)
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке признания электронной подписи (электронной цифровой подписи) в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии (далее - Соглашение), подписанное в г. Москве 15 апреля 2024 г., заключено в целях развития трансграничного пространства доверия и обеспечения взаимного признания электронных подписей (электронных цифровых подписей).
Соглашение подготовлено и подписано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2024 г. N 163-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке признания электронной подписи (электронной цифровой подписи) в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии".
Соглашение определяет принципы, условия и порядок, а также правила признания электронной подписи (электронной цифровой подписи) между участниками электронного взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь.
Признание юридической значимости электронного документа осуществляется доверенной третьей стороной, удостоверяющим центром, функции и положения о которых закрепляются настоящим Соглашением.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) Соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Так в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Соглашения оно является правовым основанием для признания одной стороной Соглашения электронной подписи (электронной цифровой подписи) в электронном документе, созданной (выработанной) в соответствии с законодательством государства другой стороны Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Соглашения признание электронной подписи (электронной цифровой подписи) в электронном документе, созданном в соответствии с законодательством стороны Соглашения, при трансграничном электронном взаимодействии достигается путем обеспечения юридической значимости этого электронного документа.
Таким образом, документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, будут в том числе приниматься судами в Российской Федерации, служить письменными доказательствами с точки зрения процессуального законодательства.
Пунктом 1 статьи 408 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что указанные документы принимаются судами в Российской Федерации при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Аналогичные нормы содержатся в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные основания для ратификации Соглашения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе статьей 15 Федерального закона N 101-ФЗ, отсутствуют.
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке признания электронной подписи (электронной цифровой подписи) в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии (далее - законопроект) и проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке признания электронной подписи (электронной цифровой подписи) в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии" (далее - проект постановления) подготовлены в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 101-ФЗ.
Предлагаемые законопроектом и проектом постановления решения будут способствовать обеспечению еще большей интеграции процессов, в том числе позволят нарастить взаимодействие в рамках Союзного государства.
Законопроект и проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация Соглашения не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте и проекте постановления отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки экспертизы.
Принятие соответствующего закона и постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.