Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 27.08.2024 г.)
Правовым основанием разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) является принятие Федерального закона от 8 августа 2024 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий, в том числе внесение изменений в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) в части предоставления права гражданам при рождении в семье очередного ребенка устанавливать в отношении него единое пособие в размере и на период, установленные в отношении старших детей, без проведения оценки нуждаемости по одному заявлению.
Проект постановления разработан в целях совершенствования правового регулирования порядка и условий предоставления ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - единое пособие), установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также порядка учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в том числе на основании социального контракта.
Для исключения отказов в назначении единого пособия в случае рождения очередного ребенка семьям, которым оно уже назначено на старших детей, проектом постановления предусматривается, что в случае если единое пособие назначено и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), указанное пособие в связи с рождением последующего ребенка назначается без комплексной оценки нуждаемости на период и в размере, на которые указанное пособие уже назначено. При этом в случае если единое пособие назначено и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) в отношении нескольких детей на разные периоды, указанное пособие в связи с рождением последующего ребенка назначается на период и в размере в соответствии с последним решением, принятым о назначении единого пособия.
До 1 января 2023 года семьям с детьми назначались и выплачивались ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, установленная Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Указ N 199), и ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, установленная Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей" (далее - Указ N 175). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - Указ N 606) нуждающимся в поддержке семьям предоставлено право на ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г., но не позднее 31 декабря 2022 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Право на получение назначенных до дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 12 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей" выплат, предусмотренных указами N 606, N 199 и N 175, сохраняется до окончания периодов, на которые были назначены эти выплаты, или до назначения предусмотренного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" единого пособия и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу данного Указа.
Таким образом, в связи с разными сроками окончания вышеперечисленных выплат, сроки назначения единого пособия в одной семье на разных детей могут не совпадать, что приводит к учету при расчете среднедушевого дохода семьи выплат единого пособия на других детей, и соответственно отказам в назначении единого пособия.
В целях исключения необоснованных отказов предлагается предоставить право семьям обратиться за назначением единого пособия в отношении всех детей одновременно на новый срок в случае, если периоды, на которые назначено единое пособие на детей, не совпадают.
Проектом постановления уточнены основания для принятия решения об отказе в назначении единого пособия и о прекращении выплаты единого пособия.
Также проектом постановления расширен перечень видов доходов, не учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи при определении права на назначение единого пособия, на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет.
Изменениями предлагается при расчете среднедушевого дохода семьи не учитывать денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуальных жилых домов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313 "Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих (имевших) специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца"; пособия и иные аналогичные выплаты, алименты на ребенка, который на день подачи заявления о назначении единого пособия умер, признан умершим либо безвестно отсутствующим, а также компенсации, предоставляемые взамен обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучение которого организовано на дому.
Проектом постановления уточняется перечень случаев, в которых принимается решение о прекращении выплаты единого пособия, в части установления исключения для лиц признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, когда такое лицо не лишено родительских прав (не ограничено в родительских правах) в отношении ребенка, на которого назначено единое пособие.
Проект постановления не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению.
Предлагаемые в проекте постановления решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта постановления потребует выделения дополнительных средств из федерального и региональных бюджетов для предоставления семьям права на назначение единого пособия на новорожденного ребенка на период и в размере, установленные в отношении старшего ребенка (старших детей), без комплексной оценки нуждаемости.
Предлагаемые проектом постановления нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитаций, оценка соответствия продукции и иных форм оценки и экспертизы, соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Проект постановления не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности граждан.
Принятие проекта постановления не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и государственного внебюджетного фонда.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Реализация изменений, предлагаемых проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении в некоторые акты Правительства Российской Федерации" потребует выделения дополнительных средств из федерального и региональных бюджетов.
В Федеральном законе от 27 ноября 2023 г. N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" на выплату ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - единое пособие) предусмотрено:
на 2024 г. - 1 636,9 млрд руб.;
на 2025 г. - 1 761,6 млрд руб.;
на 2026 г. - 2 040,3 млрд руб.
Для предоставления семьям права на назначение единого пособия на новорожденного ребенка на период и в размере, установленные в отношении старшего ребенка (старших детей), без комплексной оценки нуждаемости дополнительный объем средств в 2025 году составит: 26,9 млрд рублей.
Единым пособием охвачено 35,5% детей от общей численности детского населения в возрасте до 17 лет (общая численность детей до 17 лет - 28 647,9 тыс. детей; общая ежемесячная численность получателей единого пособия - 10 171,1 тыс. детей).
В 2023 году родилось 1264,4 тыс. детей. С учетом общего охвата детского населения единым пособием прогнозная численность новорожденных детей, в отношении которых будет назначено единое пособие, составит 448 846 детей.
Распределение получателей единого пособия в зависимости от размера составляет: 0,5 ПМ - 20,25 % получателей, 0,75 ПМ - 11,1 % получателей, 1ПМ - 68,57 % получателей. ПМдет - 17 201 руб. в среднем по РФ. Средняя продолжительность выплаты единого пособия в отношении новорожденного ребенка составит 4 месяца.
Реализация изменений в части направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также порядка учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в том числе на основании социального контракта, планируется осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.