Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 "Федерального закона "О бухгалтерском учете" и статью 8 Федерального закона "О государственном оборонном заказе"
(подготовлен Минфином России 27.08.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и статью 8 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (далее - проект федерального закона) подготовлен во исполнение пункта 8 Плана-графика мероприятий, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко 11 апреля 2024 г. N ДГ-П7-10801.
Целью проекта федерального закона является обеспечение уполномоченных органов (организаций) информацией, содержащейся в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой в рамках формирования и исполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу (далее - ГОЗ), включая мониторинг цен на продукцию ГОЗ.
Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления. В связи с этим для того, чтобы головные исполнители поставок продукции по ГОЗ и исполнители, участвующие в поставках продукции по ГОЗ (далее - организации, участвующие в выполнении ГОЗ), были обязаны составлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Этими изменениями для организаций, участвующих в выполнении ГОЗ, вводится обязанность представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При этом предусматривается, что порядок представления такой отчетности, включающий в том числе отчетные периоды для этой отчетности, органы (организации), в которые представляется отчетность, сроки ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
С целью централизации сбора указанной отчетности, а также исключения излишнего административного и финансового бремени организаций, участвующих в выполнении ГОЗ, проектом федерального закона предусматривается, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО), созданный в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 402-ФЗ, который формирует и ведет ФНС России, обеспечивая доступ заинтересованным лицам к содержащейся в нем информации. При этом органы (организации), в которые представляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, будут определены Правительством Российской Федерации.
Для обеспечения сбора указанной отчетности в ГИРБО проектом федерального закона предусмотрены также корреспондирующие изменения в Федеральный закон N 402-ФЗ. Данными изменениями регулируются вопросы включения промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в состав ГИРБО, уточняются состав ГИРБО, обязанность представления экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган в целях формирования ГИРБО, сроки его представления. При этом обязанность представления экземпляра промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях формирования ГИРБО касается исключительно тех случаев, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета установлена обязанность ее представления. Единственным законодательным актом, устанавливающим обязанность представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, является Федеральный закон 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, которыми согласно статье 23 Федерального закона N 402-ФЗ являются Минфин России и Банк России, не установлена обязанность представлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Таким образом, вводимое регулирование касается только организаций, указанных в статье 10.1 данного Федерального закона, а именно: унитарных предприятий, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, включенных в прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества.
Проект федерального закона содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставлений лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (обязательные требования). Это касается положений части 2 статьи 1 проекта федерального закона (в части представления обязательного экземпляра промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях формирования ГИРБО), а также положений статьи 2 проекта федерального закона, предусматривающих представление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями, участвующими в выполнении ГОЗ. При этом на положения проекта федерального закона в части требований, устанавливаемых для организаций, участвующих в выполнении ГОЗ, не распространяются требования Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (в силу пункта 2 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона как на положения, связанные с установлением обязательных требований в сфере ГОЗ).
Согласно проекту федерального закона федеральный закон вступает в силу в срок, установленный статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" - по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Однако вводимые им обязанности подлежат исполнению организациями после принятия нормативных правовых актов, предусмотренных проектируемыми нормами федерального закона, а не с момента вступления федерального закона в силу. Принятие актов, обеспечивающих действие норм федерального закона, возможно только после его вступления в силу. В связи с этим необходимость установления переходного периода в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" отсутствует.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики не проводился.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать обеспечению заинтересованных лиц дополнительной информацией для формирования и мониторинга цен на продукцию ГОЗ, контролю обоснованности расходов в рамках исполнения государственных контрактов по ГОЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.