Проект Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О внесении изменений в санитарные правила СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 N 30"
(подготовлен Роспотребнадзором 09.09.2024 г.)
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пунктом 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, постановляю:
1. Внести изменения в санитарные правила СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 N 30 (зарегистрировано Минюстом России 25.12.2020, регистрационный N 61815), согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.03.2025 и действует до 01.01.2027.
|
А.Ю. Попова |
Приложение
к постановлению
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от ____________ N____
Изменения, вносимые в санитарные правила СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 N 30
1. Пункт 1.2 изложить в следующей редакции:
"1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с проектированием, строительством (изготовление), переоборудованием (реконструкцией, модернизацией, ремонтом), эксплуатацией:
морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания (далее - суда), эксплуатируемых в коммерческих целях и (или) используемых наемный экипаж;
судов рыбопромыслового флота, судов, используемых в целях добычи, обработки, приема, перевозки продукции промысла по морским и внутренним водным путям Российской Федерации;
морских и речных портов Российской Федерации, в том числе производственно-перегрузочных комплексов, зданий и сооружений;
воздушных судов;
подвижного состава железнодорожного транспорта;
объектов инфраструктуры транспорта.
транспортных средств автомобильного транспорта (категории М2 и М3), в том числе электробусов;
грузовых автомобилей (категории N 1, N2 и N3), в том числе с использованием прицепов и полуприцепов;
городского наземного электрического транспорта (трамваи, троллейбусы);
внеуличного транспорта (монорельсовый транспорт, метрополитен)".
2. Пункт 1.5 изложить в следующей редакции:
"1.5. Настоящие санитарные правила не применяются к транспортным средствам, техническая документация на изготовление, капитальный, капитально-восстановительный ремонт и модернизацию не предусматривает установку или ремонт соответствующих систем, оборудования и материалов и утверждена до 1 января 2021 года, в части санитарно-эпидемиологических требований, установленных в пунктах 4.1.1-4.1.4, 4.2.3, 4.3.1, 4.3.5, 4.3.6, 4.3.19, 4.4.22, 4.4.35, 4.4.36, 4.4.52, 4.5.13, 4.5.16, 5.1, 5.2 настоящих санитарных правил:
2.1.42 и 2.2.7 в части наличия вкладных резервуаров;
2.1.43 в части наличия документов об оценке (подтверждении) соответствия материалов, используемых в системе питьевого водоснабжения судна;
2.1.34, 4.1.4, 4.3.11, 4.4.13, 4.5.19, 5.1.4, 5.2.7 в части требований к обеззараживанию рециркуляционного воздуха;
4.3.19, 4.4.22, 4.5.13 в части обеззараживания питьевой воды;
4.2.4, 4.3.21, 4.4.30, 4.5.16 в части требований оборудования транспортных средств экологически чистыми туалетными комплексами.
Требования пункта 5.5.4 настоящих правил не применяются к транспортным средствам монорельсового транспорта, техническая документация на изготовление, капитальный, капитально-восстановительный ремонт или модернизацию которых утверждена до 1 сентября 2024 года.
Требования пунктов 6.1.4, 6.3.3 настоящих санитарных правил не применяются к транспортным средствам автомобильного транспорта категории М2 и М3 вместимостью более 22 пассажиров, в том числе электробусам, транспортным средствам городского наземного электрического транспорта, техническая документация на изготовление, капитальный, капитально-восстановительный ремонт или модернизацию которых утверждена до 01 сентября 2024 года.
Требования пункта 6.1.4. настоящих санитарных правил не применяются к транспортным средствам автомобильного транспорта категории М2 и М3 вместимостью более 22 пассажиров, в том числе электробусам, транспортным средствам городского наземного электрического транспорта, до внесения соответствующих изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 N 279 - ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе", вступил в силу для Российской Федерации 01.01.2015).".
3. Пункт 1.6 изложить в следующей редакции:
"1.6. Требования пунктов 2.5.4, 3.4.4, 4.7.5, 5.3.8 настоящих санитарных правил в части наличия оборудования, предназначенного для обеззараживания поручней эскалаторов, и пунктов 2.5.2, 3.4.2, 4.7.3, 5.3.3, 5.4.7 настоящих санитарных правил в части оборудования, предназначенного для обеззараживания рециркуляционного воздуха, применяются к объектам инфраструктуры транспорта с 1 января 2022 года.
Требования пункта 6.2.3 настоящих санитарных правил в части наличия оборудования, предназначенного для обеззараживания поручней эскалаторов, и пункта 6.2.2 настоящих санитарных правил в части оборудования, предназначенного для обеззараживания рециркуляционного воздуха, применяются к объектам инфраструктуры транспорта с 1 января 2025 года".
4. Название главы V изложить в следующей редакции:
"V. Санитарно-эпидемиологические требования к подвижному составу метрополитена, монорельсового транспорта и объектам инфраструктуры метрополитена, монорельсового транспорта".
5. Дополнить пунктом 5.5 следующего содержания:
"5.5. К эксплуатации монорельсовых транспортных средств устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
5.5.1. Параметры микроклимата в кабине машиниста и в пассажирском салоне монорельсовых транспортных средств должны соответствовать нормам, указанным в таблице 58 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
При температуре наружного воздуха выше 36оС разность между температурой внутреннего воздуха в кабине машиниста, пассажирском салоне монорельсовых транспортных средств и температурой наружного воздуха должна быть не более 12 о С.
5.5.2. Количество наружного воздуха, подаваемого на одного человека в кабину машиниста и в пассажирский салон монорельсовых транспортных средств системой вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования, должно соответствовать нормам, указанным в таблице 62 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
5.5.3. Предельно допустимые уровни напряженности электрического поля, магнитной индукции постоянного магнитного поля и напряженности электростатического поля в кабине машиниста и в пассажирском салоне монорельсовых транспортных средств должны соответствовать нормам, указанным в таблице 64 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
5.5.4. ОМЧ в воздухе кабины машиниста и пассажирского салона монорельсовых транспортных средств должно составлять не более 2 x 103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.
В случае, если в системах вентиляции и кондиционирования монорельсовых транспортных средств предусмотрен режим рециркуляции, рециркуляционный воздух должен подвергаться обеззараживанию.
Устройство обеззараживания воздуха в процессе эксплуатации должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем с эффективностью не менее 95%.
Устройство обеззараживания воздуха в процессе эксплуатации монорельсовых транспортных средств не должно увеличивать концентрацию озона в обеззараженном воздухе более, чем на 0,03 мг/м3.
5.5.5. Нормы искусственного освещения в кабине машиниста и в пассажирском салоне монорельсовых транспортных средств указаны в таблице 61 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
5.5.6. Уровни шума в кабине машиниста и в пассажирском салоне монорельсовых транспортных средств не должны превышать предельно допустимые уровни, указанные в таблице 59 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
5.5.7. Уровни вибрации в кабине машиниста и в пассажирском салоне монорельсовых транспортных средств не должны превышать предельно допустимые уровни, указанные в таблице 60 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
5.5.8. Оборудование, полимерсодержащие конструкционные и отделочные материалы, используемые в монорельсовых транспортных средствах, должны исключать накопление электростатических зарядов, приводящих к повышению уровня напряженности электростатического поля.
Уровень напряженности электростатического поля на поверхностях синтетических обивочных материалов не должен превышать 15 кВ/м.
Из полимерсодержащих материалов, используемых в монорельсовых транспортных средствах, не должны выделяться химические вещества 1 класса опасности.
Содержание иных химических веществ, выделяющихся из полимерсодержащих материалов, используемых в монорельсовых транспортных средствах, не должно превышать максимально разовые предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ для атмосферного воздуха городских и сельских поселений, установленных в гигиенических нормативах факторов среды обитания7.
При выделении из полимерсодержащих материалов, использованных в монорельсовых транспортных средствах, нескольких вредных веществ, обладающих суммарным действием, сумма отношений концентраций к их максимальной разовой предельно допустимой концентрации не должна превышать единицу.
5.5.9. Содержание в воздушной среде кабины машиниста и пассажирского салона монорельсовых транспортных средств формальдегида должно быть не более 0,05мг/м3, диоксида азота-не более 0,2мг/м3, оксида азота - не более 0,4мг/м3, оксида углерода - не более 5мг/м3, предельных углеводородов (С 2 Н 6 - С 7 Н 16) не более 50 мг/м3, метана - не более 50 мг/м3.
5.5.10. Очистка и дезинфекция кабины машиниста, а также пассажирского салона монорельсового транспортного средства, включая очистку и дезинфекцию систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, проводится в соответствии с требованиями, указанными в таблице 57 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
Профилактическая дезинфекция воздуховодов систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования монорельсовых транспортных средств проводится не реже 1 раза в год.
5.5.11. Уборка внутренних и наружных поверхностей монорельсовых транспортных средств проводится ежедневно. Генеральная уборка проводится не реже 1 раза в 7 календарных дней.".
5. Абзац четвертый подпункта 5.5.8 пункта 5.5 дополнить сноской 7 следующего содержания:
" 7 Таблица 1.1 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 (зарегистрировано Минюстом России 29.01.2021, регистрационный номер) (далее - СанПин 1.2.3685-21).".
6. Дополнить пунктом 5.6 следующего содержания:
"5.6. К эксплуатации объектов инфраструктуры, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт монорельсовых транспортных средств, устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
5.6.1. Уровни воздействия физических и химических факторов, параметры искусственной освещенности на рабочих местах объектов инфраструктуры, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт монорельсовых транспортных средств, должны соответствовать гигиеническим нормативам факторов среды обитания8.
5.6.2. На рабочих местах, где осуществляется выделение вредных химических веществ и пыли, должна быть предусмотрена местная вытяжная вентиляция.
5.6.3. Для работников инфраструктуры, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт монорельсовых транспортных средств, предусматриваются следующие санитарно-бытовые помещения: раздевальные, душевые, комнаты личной гигиены женщин, помещения сушки специальной одежды, комнаты отдыха и приема пищи.
Помещение для приема пищи оборудуется умывальником.
5.6.4. Работники объектов инфраструктуры, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт монорельсовых транспортных средств, должны обеспечиваться специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с выполняемыми функциями.
5.6.5. Работодатель обеспечивает проведение стирки, химчистки и ремонта специальной одежды и средств индивидуальной защиты.
5.6.6. В помещениях, предназначенных для технического обслуживания и ремонта монорельсовых транспортных средств, проводится ежедневная уборка.
Мытье оборудования и производственного инвентаря проводится по мере необходимости.
В помещениях раздевальных, душевых, комнатах личной гигиены женщин, в помещениях сушки специальной одежды, комнатах отдыха и приема пищи проводится ежедневная уборка с применением дезинфицирующих средств.
5.6.7. Дезинфекция производственных помещений, помещений раздевальных, душевых, комнат личной гигиены женщин, помещений сушки специальной одежды, комнат отдыха и приема пищи объектов инфраструктуры, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт монорельсовых транспортных средств, проводится в соответствии с требованиями, указанными в таблице 57 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
Профилактическая дезинфекция воздуховодов систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования проводится не реже 1 раза в год.".
7. Подпункт 5.6.1 пункта 5.6 дополнить сноской 8 следующего содержания:
" 8 СанПиН 1.2.3685-21.".
8. Дополнить главой VI следующего содержания:
"VI. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности на транспортных средствах автомобильного транспорта категории М2 и М3 вместимостью более 22 пассажиров, в том числе на электробусах (далее - транспортные средства автомобильного транспорта), на транспортных средствах городского наземного электрического транспорта и на отдельных объектах инфраструктуры автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта.
6.1. К эксплуатации транспортных средств автомобильного транспорта устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
6.1.1. Параметры микроклимата в кабине водителя и в пассажирском салоне транспортных средств автомобильного транспорта должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 58 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
При температуре наружного воздуха выше 36оС разность между температурой внутреннего воздуха в кабине водителя и пассажирском салоне монорельсовых транспортных средств и температурой наружного воздуха должна быть не более 12 о С.
6.1.2. Количество наружного воздуха, подаваемого на одного человека системой вентиляции в кабину водителя и в пассажирский салон транспортных средств автомобильного транспорта при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования, должно соответствовать нормам, указанным в таблице 62 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
6.1.3. Предельно допустимые уровни напряженности электрического поля, магнитной индукции постоянного магнитного поля и напряженности электростатического поля в кабине водителя и в пассажирском салоне транспортных средств автомобильного транспорта должны соответствовать нормам, указанным в таблице 64 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
6.1.4. ОМЧ в воздухе кабины водителя и пассажирского салона транспортных средств автомобильного транспорта должно составлять не более 2 x 103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.
В случае, если в системах вентиляции и кондиционирования транспортных средств автомобильного транспорта предусмотрен режим рециркуляции, рециркуляционный воздух должен подвергаться обеззараживанию.
Устройство обеззараживания воздуха в процессе эксплуатации транспортных средств автомобильного транспорта должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем с эффективностью не менее 95%.
Устройство обеззараживания воздуха в процессе эксплуатации транспортных средств автомобильного транспорта не должно увеличивать концентрацию озона в обеззараженном воздухе более, чем на 0,03 мг/м3.
6.1.5. Уровни шума в транспортных средствах автомобильного транспорта не должны превышать предельно допустимые уровни, указанные в таблице 59 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
6.1.6. Уровни вибрации в кабине водителя и в пассажирском салоне транспортных средств автомобильного транспорта не должны превышать предельно допустимые уровни, приведенные в таблице 60 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
6.1.7. Оборудование, полимерсодержащие конструкционные и отделочные материалы, используемые в транспортных средствах автомобильного транспорта, должны исключать накопление электростатических зарядов, приводящих к повышению уровня напряженности электростатического поля.
Уровень напряженности электростатического поля на поверхностях синтетических обивочных материалов, используемых в транспортных средствах автомобильного транспорта, не должен превышать 15 кВ/м.
Содержание иных химических веществ, выделяющихся из полимерсодержащих материалов, используемых в транспортных средствах автомобильного транспорта, не должно превышать максимально разовые предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ для атмосферного воздуха городских и сельских поселений, установленных в гигиенических нормативах факторов среды обитания9.
6.1.8. Содержание в воздушной среде кабины водителя и пассажирского салона транспортных средств автомобильного транспорта формальдегида должно быть не более 0,05 мг/м3, диоксида азота - не более 0,2 мг/м3, оксида азота - не более 0,4 мг/м3, оксида углерода - не более 5 мг/м3, предельных углеводородов (С 2 Н 6 - С 7 Н 16) - не более 50 мг/м3, метана - не более 50 мг/м3.
6.1.9. Очистка и дезинфекция наружных и внутренних поверхностей транспортных средств автомобильного транспорта, включая очистку и дезинфекцию систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, проводится в соответствии с требованиями, указанными в таблице 57 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
Профилактическая дезинфекция воздуховодов систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования в транспортных средствах автомобильного транспорта проводится не реже 1 раза в год.
Дезинфекция транспортных средств автомобильного транспорта, должна проводиться на специальных площадках, предназначенных для проведения дезинфекционных работ, подключенных к системе водоснабжения и канализации.
Дезинфекция транспортных средств автомобильного транспорта должна осуществляться после предварительного проведения мойки подлежащих обеззараживанию внутренних поверхностей кузова.
6.1.10. Очистка наружных и уборка внутренних поверхностей транспортных средств автомобильного транспорта, должна проводиться не реже 2 раз в день.
Генеральная уборка - не реже 1 раза в течение 7 календарных дней.
6.2. К условиям пребывания пассажиров на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
6.2.1. При температуре окружающего воздуха ниже 10оС, температура воздуха в зоне пребывания пассажиров на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах должна быть не менее 20°C, скорость движения воздуха - не более 0,2 м/с.
При температуре окружающего воздуха в зоне пребывания пассажиров выше 10оС, температура воздуха должна быть не более 25°C, скорость движения воздуха не более 0,3 м/с.
Относительная влажность воздуха в зоне пребывания пассажиров должна быть не более 65%.
6.2.2. ОМЧ в воздухе в зоне пребывания пассажиров на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах должно составлять не более 2x103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.
В случае, если в системах вентиляции и кондиционирования в зоне пребывания пассажиров на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах применяется режим рециркуляции, рециркуляционный воздух должен подвергаться обеззараживанию.
Устройство обеззараживания воздуха в процессе эксплуатации должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем с эффективностью не менее 95%.
Устройство обеззараживания воздуха в процессе его эксплуатации в зоне пребывания пассажиров на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах не должно увеличивать концентрацию озона в обеззараженном воздухе более, чем на 0,03 мг/м3.
6.2.3. При наличии в зоне пребывания пассажиров на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах эскалаторов, поверхности их движущихся поручней должны быть оборудованы установками по их обеззараживанию, обеспечивающими эффективность обеззараживания патогенных и потенциально патогенных биологических агентов, передающихся контактным путем, не менее 70%.
В случае отсутствия таких установок необходимо производить влажную уборку с применением дезинфицирующих средств не менее 2 раз в течение дня.
6.2.4. Параметры искусственной освещенности в зоне пребывания пассажиров на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов факторов среды обитания 10.
6.2.5. Вода, используемая в зоне пребывания пассажиров на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах, должна отвечать требованиям к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предъявляемых к питьевой воде 11.
6.2.6. Уровни шума и вибрации, содержание вредных веществ в воздушной среде в зоне пребывания пассажиров на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов факторов среды обитания 12.
6.2.7. При наличии на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах помещений по уходу за ребенком, должны предусматриваться отдельные помещения для хранения чистого и использованного постельного белья, оборудованные шкафами для хранения указанных видов белья, а также шкафом для хранения уборочного инвентаря, предназначенного для уборки этих помещений.
Использованное постельное белье подвергается смене и стирке после каждого применения. Химчистка и дезинфекция постельных принадлежностей проводится не реже 2 раз в год.
Игрушки и детский инвентарь, используемые в помещениях по уходу за ребенком на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах, должны быть выполнены из материалов, допускающих их мытье и дезинфекцию.
Мойка и дезинфекция игрушек и детского инвентаря должна проводиться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи 13.
6.2.8. Дезинфекцию туалетов, умывальных, душевых, пеленальных (при их наличии) необходимо проводить не реже 2 раз в течение дня.
Все контактные поверхности в туалетах, умывальных, душевых, пеленальных необходимо обрабатывать дезинфицирующими средствами не реже 1 раза в течение 3 часов.
6.2.9. Влажная уборка в зоне пребывания пассажиров на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах, включая залы ожидания, билетные кассы, должна проводиться не реже 2 раз в течение дня.
6.2.10. Очистка урн, предназначенных для сбора твердых коммунальных отходов в зоне пребывания пассажиров на автовокзалах, автостанциях, транспортно-пересадочных узлах, должна проводиться по мере их заполнения, но не реже 1 раза в сутки, мойка урн - не реже 1 раза в месяц при температуре окружающего воздуха выше 10о С.
6.3. К эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
6.3.1. Параметры микроклимата в кабине водителя и в пассажирском салоне транспортных средств городского наземного электрического транспорта должны соответствовать нормам, указанным в таблице 58 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
При температуре наружного воздуха выше 36оС разность между температурой внутреннего воздуха в кабине водителя и в пассажирском салоне транспортных средств городского наземного электрического транспорта и температурой наружного воздуха должна быть не более 12 о С.
6.3.2. Предельно допустимые уровни внутреннего шума в кабине водителя и в пассажирском салоне транспортных средств городского наземного электрического транспорта должны соответствовать нормам, указанным в таблице 59 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
Предельно допустимые уровни общей вибрации в кабине водителя и в пассажирском салоне транспортных средств городского наземного электрического транспорта должны соответствовать нормам, указанным в таблице 60 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
Нормы искусственного освещения в кабине водителя и на поверхности приборов транспортных средств городского наземного электрического транспорта приведены в таблице 61 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
Предельно допустимые уровни напряженности электрического поля, магнитной индукции постоянного магнитного поля и напряженности электростатического поля в кабине водителя и в пассажирском салоне транспортных средств городского наземного электрического транспорта должны соответствовать нормам, указанным в таблице 64 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
6.3.3. ОМЧ в воздухе кабины водителя и пассажирском салоне транспортных средств городского наземного электрического транспорта должно составлять не более 2x103 КОЕ в 1 м3, количество гемолитической кокковой флоры не должно превышать 3% по отношению к ОМЧ.
В случае, если в системах вентиляции и кондиционирования транспортных средств городского наземного электрического транспорта предусмотрен режим рециркуляции, рециркуляционный воздух должен подвергаться обеззараживанию.
Устройство обеззараживания воздуха в процессе эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта должно обеспечивать инактивацию патогенных и потенциально патогенных биологических агентов, передающихся воздушно-капельным путем с эффективностью не менее 95%.
Устройство обеззараживания воздуха в процессе эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта не должно увеличивать концентрацию озона в обеззараженном воздухе более, чем на 0,03 мг/м3.
6.3.4. Количество наружного воздуха, подаваемого на одного человека в кабину водителя и в пассажирский салон транспортных средств городского наземного электрического транспорта системой вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования, должно соответствовать нормам, указанным в таблице 62 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
6.3.5. Оборудование, полимерсодержащие конструкционные и отделочные материалы, используемые в транспортных средствах городского наземного электрического транспорта должны исключать накопление электростатических зарядов, приводящих к повышению уровня напряженности электростатического поля.
Уровень напряженности электростатического поля на поверхностях синтетических обивочных материалов, используемых в транспортных средствах городского наземного электрического транспорта, не должен превышать 15 кВ/м.
Из полимерсодержащих материалов, используемых в транспортных средствах городского наземного электрического транспорта, не должны выделяться химические вещества 1 класса опасности.
Содержание иных химических веществ, выделяющихся из полимерсодержащих материалов, используемых в транспортных средствах городского наземного электрического транспорта, не должно превышать максимально разовые предельно допустимые концентрации, загрязняющих веществ для атмосферного воздуха городских и сельских поселений, установленных в гигиенических нормативах факторов среды обитания 14.
6.3.6. При выделении из полимерсодержащих материалов, используемых в транспортных средствах городского наземного электрического транспорта, нескольких вредных веществ, обладающих суммарным действием, сумма отношений концентраций к их максимальной разовой предельно допустимой концентрации (ПДК) не должна превышать единицу.
6.3.7. Содержание в воздушной среде кабины водителя и пассажирского салона транспортных средств городского наземного электрического транспорта формальдегида должно быть не более 0,05 мг/м3, диоксида азота - не более 0,2 мг/м3, оксида азота - не более 0,4 мг/м3, оксида углерода -не более 5 мг/м3, предельных углеводородов (С 2 Н 6 - С 7 Н 16) - не более 50 мг/м3, метана - не более 50 мг/м3.
6.3.8. Очистка и дезинфекция наружных и внутренних поверхностей кабины водителя и пассажирского салона транспортных средств городского наземного электрического транспорта, включая очистку и дезинфекцию систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, проводится в соответствии с требованиями, указанными в таблице 57 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
Профилактическая очистка и дезинфекция воздуховодов систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования в транспортных средствах городского наземного электрического транспорта проводится не реже 1 раза в год.
6.3.9. Дезинфекция транспортных средств городского наземного электрического транспорта должна проводиться на специальных площадках, предназначенных для проведения дезинфекционных работ, подключенных к системе водоснабжения и канализации.
Дезинфекция должна осуществляться после предварительного проведения мойки подлежащих обеззараживанию внутренних поверхностей кузова транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
6.3.10. Уборка внутренних и наружных поверхностей транспортных средств городского наземного электрического транспорта проводится ежедневно. Генеральная уборка проводится не реже 1 раза в течение 7 календарных дней.
6.4. К эксплуатации объектов инфраструктуры, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств городского наземного электрического транспорта, устанавливаются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
6.4.1 Уровни воздействия физических и химических факторов, параметры искусственной освещенности на рабочих местах объектов инфраструктуры, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств городского наземного электрического транспорта должны соответствовать гигиеническим нормативам факторов среды обитания 15.
6.4.2 Условия труда работников объектов инфраструктуры, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств городского наземного электрического транспорта должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям труда 16.
6.4.3 Для работников объектов инфраструктуры, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, предусматриваются следующие санитарно-бытовые помещения: раздевальные, душевые, комнаты личной гигиены женщин, помещения сушки специальной одежды, оборудованные вентиляцией, комнаты отдыха и приема пищи.
Помещение для приема пищи оборудуется умывальником.
6.4.4. Работники должны обеспечиваться специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с выполняемыми функциями.
6.4.5. Работодатель обеспечивает проведение стирки, химчистки и ремонта специальной одежды и средств индивидуальной защиты.
6.4.6. В санитарно-бытовых помещениях: раздевальных, душевых, комнатах личной гигиены женщин, помещениях сушки специальной одежды проводится ежедневная уборка с применением биоразлагаемых моющих и дезинфицирующих средств.
Мытье оборудования и производственного инвентаря проводится по мере необходимости.
9. Абзац третий подпункта 6.1.7 пункта 6.1 дополнить сноской 9 следующего содержания:
" 9 СанПиН 1.2.3685-21.".
10. Подпункт 6.2.4 пункта 6.2 дополнить сноской 10 следующего содержания:
" 10 Пункт 144 СанПиН 1.2.3685-21.".
11. Подпункт 6.2.5 пункта 6.2 дополнить сноской 11 следующего содержания:
" 11 Глава III СанПиН 1.2.3685-21.".
12. Подпункт 6.2.6 пункта 6.2 дополнить сноской 12 следующего содержания:
" 12 Глава I, V СанПиН 1.2.3685-21.".
13. Абзац третий подпункта 6.2.7 пункта 6.2 дополнить сноской 13 следующего содержания:
" 13 Пункт 2.11.2 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано Минюстом России 19.12.2020, регистрационный N 61573).".
14. Абзац четвертый подпункта 6.3.5 пункта 6.3 дополнить сноской 14 следующего содержания:
" 14 Таблица 1.1 СанПиН 1.2.3685-21.".
15. Подпункт 6.4.1 пункта 6.4 дополнить сноской 15 следующего содержания:
" 15 Глава I, III, V СанПиН 1.2.3685-21.".
16. Подпункт 6.4.2 пункта 6.4 дополнить сноской 16 следующего содержания:
" 16СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (зарегистрировано Минюстом России 29.12.2020, регистрационный N 61893).".
17. Таблицу 57 приложения 1 дополнить строками следующего содержания:
"
Транспортные средства и объекты инфраструктуры, определенные п.1.2. настоящих санитарных правил |
Выполняемое мероприятия по профилактической дезинфекции |
Периодичность выполнения мероприятий |
||
Режим ограничений, связанный с распространением инфекционных заболеваний |
Режим повышенной готовности |
Штатный режим |
||
Автомобильный транспорт | ||||
Объекты транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, в том числе автовокзалы, автостанции, транспортно-пересадочные узлы, в том числе залы ожидания, билетные кассы |
Профилактическая дезинфекция помещений с применением некоррозийных или низкокоррозийных биоразлагаемых дезинфицирующих средств путем одновременной обработки воздуха, горизонтальных, вертикальных, боковых поверхностей, а также систем вентиляции. Обработка ручек, поручней, подоконников и окон билетных касс, а также иных контактных поверхностей объектов транспортной инфраструктуры, находящихся на открытом воздухе. |
Не менее 2 раз в сутки (утром и вечером) |
1 раз в сутки |
1 раз в неделю |
Транспортные средства автомобильного транспорта, в том числе электробусы |
Профилактическая дезинфекция внутренних поверхностей в кабинах водителей и в пассажирских салонах транспортных средств с применением некоррозийных или низкокоррозийных биоразлагаемых дезинфицирующих средств путем одновременной обработки воздуха, горизонтальных, вертикальных, боковых поверхностей, а также систем вентиляции. Обработка наружных поверхностей транспортных средств, в том числе ручек и поручней, с применением некоррозийных или низкокоррозийных биоразлагаемых дезинфицирующих средств. |
Не менее 2 раз в сутки (утром и вечером) |
1 раз в сутки |
1 раз в неделю |
Городской наземный электрический транспорт | ||||
Объекты транспортной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта |
Профилактическая дезинфекция помещений с применением некоррозийных или низкокоррозийных биоразлагаемых дезинфицирующих средств путем одновременной обработки воздуха, горизонтальных, вертикальных, боковых поверхностей, а также систем вентиляции. Обработка ручек, поручней, подоконников и окон билетных касс, а также иных контактных поверхностей объектов транспортной инфраструктуры, находящихся на открытом воздухе. |
Не менее 2 раз в сутки (утром и вечером) |
1 раз в сутки |
1 раз в неделю |
Транспортные средства городского наземного электрического транспорта |
Профилактическая дезинфекция внутренних поверхностей кабин водителей и пассажирских салонов транспортных средств с применением некоррозийных или низкокоррозийных биоразлагаемых дезинфицирующих средств путем одновременной обработки воздуха, горизонтальных, вертикальных, боковых поверхностей, а также систем вентиляции. Обработка наружных поверхностей транспортного средства, в том числе ручек и поручней, с применением некоррозийных или низкокоррозийных биоразлагаемых дезинфицирующих средств. |
Не менее 2 раз в сутки (утром и вечером) |
1 раз в сутки |
1 раз в неделю |
Внеуличный транспорт | ||||
Объекты инфраструктуры монорельсового транспорта |
Профилактическая дезинфекция помещений с применением некоррозийных или низкокоррозийных биоразлагаемых дезинфицирующих средств путем одновременной обработки воздуха, горизонтальных, вертикальных, боковых поверхностей, а также систем вентиляции. Обработка ручек, поручней, подоконников и окон билетных касс, а также иных контактных поверхностей объектов транспортной инфраструктуры, находящихся на открытом воздухе. |
Не менее 2 раз в сутки (утром и вечером) |
1 раз в сутки |
1 раз в неделю |
Транспортные средства монорельсового транспорта |
Профилактическая дезинфекция внутренних поверхностей кабин машинистов и пассажирских салонов транспортных средств с применением некоррозийных или низкокоррозийных биоразлагаемых дезинфицирующих средств путем одновременной обработки воздуха, горизонтальных, вертикальных, боковых поверхностей, а также систем вентиляции. Обработка наружных поверхностей транспортных средств, в том числе ручек и поручней, с применением некоррозийных или низкокоррозийных биоразлагаемых дезинфицирующих средств. |
Не менее 2 раз в сутки (утром и вечером) |
1 раз в сутки |
1 раз в неделю |
".
18. Приложение 1 дополнить таблицами 58-64 следующего содержания:
"
Таблица 58. Параметры микроклимата
|
Значение параметра при температуре наружного воздуха, °C |
||||||||
Наименование помещений: |
Ниже 10 |
От 10 до 20 |
Выше 20 |
||||||
Т, 0С |
Вл, % |
V, м/с |
Т, 0С |
Вл, % |
V, м/с |
Т, 0С |
Вл, % |
V, м/с |
|
Пассажирский автомобильный транспорт, электробусы (кабина и пассажирское помещение) |
14-18 |
15-60 |
0,5 |
16-23 |
30-60 |
0,5 |
23-25 |
30-60 |
0,5 |
Грузовой транспорт (кабина) |
18-20 |
15-60 |
0,5 |
20-25 |
30-60 |
0,5 |
20-25 |
30-60 |
0,5 |
Троллейбусы (кабина и пассажирское помещение) |
14-18 |
15-60 |
0,5 |
16-23 |
30-60 |
0,5 |
23-25 |
30-60 |
0,5 |
Трамваи (кабина и пассажирское помещение) |
14-20 |
15-60 |
0,5 |
16-23 |
30-60 |
0,5 |
23-25 |
30-60 |
0,5 |
Подвижной состав внеуличного транспорта (кабина и пассажирское помещение) |
14-18 |
15-60 |
0,5 |
16-23 |
30-60 |
0,5 |
23-25 |
30-60 |
0,5 |
Таблица 59. Предельно допустимые уровни внутреннего шума
Автомобильные транспортные средства, в том числе электробусы
Вид транспорта |
Эквивалентный уровень звука за 8-часовой рабочий день, дБА |
Кабина водителя грузового транспортного средства автомобильного транспорта |
70 |
Кабина водителя и пассажирский салон пассажирского транспортного средства автомобильного транспорта |
65 |
Городской наземный электрический транспорт
Вид транспорта |
Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц |
Уровни звука и эквивалентные уровни звука, за 8-часовой рабочий день дБа |
||||||||
31,5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
||
Кабина водителя и пассажирский салон троллейбусов |
107 |
95 |
88 |
82 |
78 |
75 |
73 |
71 |
69 |
77/67 |
Кабина водителя трамвайного вагона |
107 |
95 |
88 |
82 |
78 |
75 |
73 |
71 |
69 |
77/67 |
Пассажирский салон трамвайного вагона |
110 |
99 |
92 |
87 |
83 |
80 |
78 |
76 |
74 |
80/70 |
Таблица 60. Предельно допустимые уровни вибрации в кабине водителя грузового автомобильного транспорта, в кабинах водителя и пассажирских салонах автомобильных транспортных средств, кабинах водителя и пассажирских салонах транспортных средств городского наземного электрического транспорта, кабинах водителя и пассажирских салонах транспортных средств монорельсового транспорта (на полу и на поверхности сиденья)
Автомобильный транспорт
Вид транспорта |
Эквивалентное корректированное виброускорение за 8-часовой рабочий день, м/с 2 |
Уровень эквивалентного корректированного виброускорения за 8-часовой рабочий день, дБ отн. 10 -6 м/с 2 |
Кабина водителя грузового автомобильного транспорта |
0.56 (Z), 0.40 (X, Y) |
115 (Z), 112 (X, Y) |
Кабина водителя и пассажирский салон автомобильный транспорт |
0.28 (X, Y, Z) |
109 (X, Y, Z) |
Городской наземный электрический транспорт
Среднегеометрические частоты полос, Гц |
Допустимые значения по осям X o, Y o, Z o |
|||||||
Виброускорения |
Виброскорости |
|||||||
м/с 2 |
дБ |
м/с 10 -2 |
дБ |
|||||
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
|
1,6 |
0,25 |
0,4 |
108 |
62 |
2,5 |
3,5 |
114 |
117 |
2,0 |
0,224 |
107 |
1,8 |
111 |
||||
2,5 |
0,20 |
106 |
1,25 |
108 |
||||
3,15 |
0,18 |
0,28 |
105 |
59 |
0,9 |
1,3 |
105 |
108 |
4,0 |
0,16 |
104 |
0,63 |
102 |
||||
5,0 |
0,16 |
104 |
0,50 |
100 |
||||
6,3 |
0,16 |
0,28 |
104 |
59 |
0,40 |
0,63 |
98 |
102 |
8,0 |
0,16 |
104 |
0,32 |
96 |
||||
10,0 |
0,20 |
106 |
0,32 |
96 |
||||
12,5 |
0,25 |
0,56 |
108 |
65 |
0,32 |
0,56 |
96 |
101 |
16,0 |
0,315 |
110 |
0,32 |
96 |
||||
20,0 |
0,40 |
112 |
0,32 |
96 |
||||
25,0 |
0,50 |
1,12 |
114 |
71 |
0,32 |
0,56 |
96 |
101 |
31,5 |
0,63 |
116 |
0,32 |
96 |
||||
40,0 |
0,80 |
118 |
0,32 |
96 |
||||
50,0 |
1,00 |
2,25 |
120 |
77 |
0,32 |
0,56 |
96 |
101 |
63,0 |
1,25 |
121 |
0,32 |
96 |
||||
80,0 |
1,60 |
124 |
0,32 |
96 |
||||
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
0,28 |
|
59 |
|
0,56 |
|
101 |
Транспортные средства монорельсового транспорта
Среднегеометри-ческая частота октавной полосы, Гц |
Среднеквадратическое значение виброускорения, м/с |
|
Вертикальное направление, Z |
Горизонтальное направление, X, Y |
|
1,0 |
0,22 |
0,10 |
1,25 |
0,20 |
0,10 |
1,6 |
0,18 |
0,10 |
2,0 |
0,16 |
0,10 |
2,5 |
0,14 |
0,12 |
3,15 |
0,12 |
0,16 |
4,0 |
0,11 |
0,20 |
5,0 |
0,11 |
0,25 |
6,3 |
0,11 |
0,31 |
8,0 |
0,11 |
0,40 |
10,0 |
0,14 |
0,50 |
12,5 |
0,18 |
0,63 |
16,0 |
0,22 |
0,80 |
20,0 |
0,28 |
1,00 |
25,0 |
0,35 |
1,25 |
31,5 |
0,45 |
1,60 |
40,0 |
0,56 |
2,00 |
50,0 |
0,71 |
2,50 |
63,0 |
0,90 |
3,15 |
80,0 |
1,12 |
4,00 |
Таблица 61. Показатели искусственного освещения
Кабина водителя транспортных средств городского наземного электрического транспорта
Наименование показателя |
Значение Показателя |
1 Рабочее освещение | |
1.1 Освещенность кабины, создаваемое светильниками общего назначения, лк, не менее |
10 |
1.2 Освещенность шкалы приборов, лк, не менее |
2,0 |
Транспортные средства монорельсового транспорта
Наименование показателя |
Значение Показателя |
1 Рабочее освещение | |
1.1 Освещенность в пассажирском салоне на горизонтальной плоскости на высоте 0,8 м от пола и расстоянии 0,6 м от спинки дивана (кресла), лк, не менее |
150 |
1.2 Освещенность на электрических аппаратах в шкафах (на вертикальной поверхности), лк, не менее |
30 |
2 Аварийное освещение | |
Освещенность на полу основных проходов, лк, не менее |
1,0 |
Таблица 62. Количество наружного воздуха, подаваемого на одного человека в кабине и пассажирском помещении транспортных средств
Категория помещения |
Количество наружного воздуха, подаваемого на 1 человека, м 3/ч, не менее |
Кабина водителя (машиниста) и пассажирские салоны транспортных средств (за исключением пассажирских салонов, конструкция которых предусматривает места для стоящих пассажиров и позволяет им беспрепятственно перемещаться, с отдельной кабиной водителя) |
30 |
Пассажирский салон транспортных средств, конструкция которых предусматривает места для стоящих пассажиров и позволяет им беспрепятственно перемещаться, с отдельной кабиной водителя |
7 |
Таблица 63. Предельно допустимые уровни напряженности электрического поля, магнитной индукции постоянного магнитного поля и напряженности электростатического поля в кабинах водителя и пассажирских салонах автомобильных транспортных средств, в том числе электробусов
Наименование показателя |
Значение показателя |
Напряженность электрического поля в диапазоне промышленной частоты (50 Гц), В/м, не более |
500 |
Магнитная индукция постоянного магнитного поля, мТл, не более |
1,0 |
Напряженность электростатического поля, кВ/м, не более |
15 |
Таблица 64. Предельно допустимые уровни напряженности электрического поля, магнитной индукции постоянного магнитного поля и напряженности электростатического поля в кабинах водителя (машиниста) и в пассажирских салонах транспортных средств городского наземного электрического транспорта и монорельсового транспорта
Наименование показателя |
Значение показателя |
Напряженность электрического поля в диапазоне частот: |
|
- от 30 до 300 кГц, В/м, не более; |
25,0 |
- в диапазоне частот от 0,3 до 3 МГц, В/м, не более; |
15,0 |
- в диапазоне частот от 3 до 30 МГц, В/м, не более; |
10,0 |
- в диапазоне частот от 30 до 300 МГц, В/м, не более |
3,0 |
Напряженность электрического поля в диапазоне промышленной частоты (50 Гц), В/м, не более |
500 |
Магнитная индукция постоянного магнитного поля, мТл, не более |
1,0 |
".
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Планируется скорректировать санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам инфраструктуры. Они будут распространяться также на субъектов автомобильного транспорта категорий М2 и М3, в т. ч. электробусов, грузовых автомобилей категорий 1, 2 и 3, городского наземного электрического транспорта (трамваи, троллейбусы) внеуличного транспорта. Определяется ряд специальных требований для них.